Город Разобрали дом без ведома репортаж В Архангельске без ведома стариков разобрали их аварийку — мародеры растащили ценные вещи

В Архангельске без ведома стариков разобрали их аварийку — мародеры растащили ценные вещи

Мы прошлись по разрушенным комнатам вместе с жильцами

Жильцы дома № 123 на улице Гуляева уверены, что если бы дом не начали разбирать, к ним не сунулись бы мародеры

Жильцы аварийки с Гуляева могли переехать в маневренный фонд, но так поступили не все. Кто-то и сейчас снимает жилье в ожидании новой квартиры, в старом доме оставили вещи, в том числе бытовую технику. Каким было их удивление, когда «деревяшку» вдруг стали разбирать рабочие! Самое страшное, что в доме на тот момент был пенсионер — через неделю он умер. Говорят, от стресса: не выдержало сердце. Соседи по несчастью шокированы: согласны, что двухэтажку надо сносить, но почему это делается без их ведома? И почему начали снос, если тут всё еще прописаны люди, которые платят коммуналку? Работы приостановили, но внутри стали хозяйничать мародеры. Мы побывали в разрушенных комнатах вместе с жильцами, которые боятся, что останутся не только без вещей и жилья, но и без прописки. А также вышли с вопросами на власть, которая уверяет, что предупреждение было...

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.

«Здесь жить просто невозможно»


Деревянный дом на улице Гуляева признали аварийным в 2018 году. Таксист, который вез нас туда, спросил по пути:

— А куда вы едете, тут тоже одни пенсионеры и наркоманы?

По факту, как мы выяснили, — обычные люди, у которых нет денег на другое жилье. Таких домов, как 123-й, в отдаленном квартале Соломбалы много, и они жилые. Какие-то здания выглядят лучше, другие — похуже, но большинство квартир здесь заселены. Жильцы, которые пришли на встречу с нами, говорят, что тоже не уехали бы из этого округа, если бы в доме были нормальные условия.

Этому дому почти 100 лет, он признан аварийным в 2018 году

Местные жители рассказывают, что дом был построен еще в 1928 году и находился вначале в Цигломенском округе. Через пару лет его разобрали, перевезли, и в 1933-м заново поставили уже в Соломбале. По их словам, здесь было общежитие, «малосемейка»: по туалету, ванной и кухне — на один этаж.

— Когда я въезжала сюда, дом был подведомствен Соломбальской судоверфи, — рассказывает пенсионерка Вера Бычихина. — Тогда его еще ремонтировали, что-то делали, всё у нас было нормально. Потом его передали в муниципальное владение. И на этом всё прекратилось. Всё стало постепенно рушиться.

«Потолок стал падать года четыре назад, большая трещина пошла — вот тут мне уже стало страшно»

Вера Бычихина — одна из старожилов дома № 123

В 2012 году, когда с домом начались серьезные проблемы, отдельные комнаты в нем стали признавать аварийными. Но полностью аварийным и подлежащим сносу его признали в 2018-м. Тогда комиссия постановила, что здание может внезапно обрушиться. Архангелогородка Любовь Молчанова рассказывает, что в последние годы внутри было совсем трудно жить.

— Вода замерзает, туалеты замерзают, — объясняет она. — Мы пытались с этим как-то бороться. В домоуправлении отвечали: «Ничего, тепло наступит, и всё само растает».

«И вот мы четыре месяца зимой в туалет, извините, в пакеты ходили, и носили воду кто откуда может»

— Сейчас мы снимаем жилье, потому что здесь жить просто невозможно. Мне и мужу уже по 60, таскать воду на второй этаж нам сложно, — говорит Любовь.

Рядом на земле валяются остатки холодильников и другой техники, поломанная мебель. Неизвестные выкинули всё из окон

Жили тут не только старики. Молодая мама Светлана Пискоха подтверждает: в последнюю зиму условия стали совсем невыносимыми. Поэтому все комнаты использовались по большей части как кладовки — в них оставили бытовую технику, мебель и вещи, которые не смогли взять с собой на съемное жилье.

— У нас у ребенка артрит: если что — сразу же вспухает нога. Поэтому мы и ушли отсюда, тут невозможно жить. Мы даже обращались в соцзащиту, чтобы быстрее всё решилось, и нам дали другое жилье, но там сказали, что они не имеют права вмешиваться, — говорит мать.

Дом хоть и аварийный, но в комнатах был порядок, пока их кто-то не разгромил

«Сказали, что дадут новое жилье взамен этого»


В администрации Архангельска сообщили 29.RU, что в 123-м доме до сих пор прописаны 33 человека. Несколько соседей добились благоустроенного жилья в разных районах города: для них было выделено шесть помещений по договору соцнайма. Оставшимся власти города предлагали переехать из потенциально опасного дома в помещения маневренного фонда в районах Цигломени, Ленинградского и на Бревеннике, но жильцы отказались.

— Мы были в маневренной квартире на Ярославской, — делится Светлана Пискоха. — Там ремонт тоже не сделан.

«Дома маневренного фонда практически ничем не отличаются от нашего дома — конечно, когда он еще не был разобран»

— К тому же по закону нужно платить как за маневренное жилье, так и за то, откуда мы съехали. Это нереально, — говорит она.

Пол на первом этаже начали разбирать рабочие

Пенсионерка Вера Бычихина добавляет, что в маневренном жилье на Бревеннике даже вода привозная: надо спускаться со второго этажа, а затем подниматься с ней назад, что для нее довольно тяжело. Кроме того, в окнах там не оказалось стекол. Вера Михайловна с 2012 года на зиму уезжает к сестре в Барнаул, а летом живет в Архангельске на даче и периодически — в этом старом доме, когда было тепло. Например, в 2021 году она проживала в нем до ноября.

— Но я даже не думала, что всё будет вот так вот, — признается она. — Мне сказали, что дадут новое жилье взамен этого, вот и ждала. Сначала говорили, что дадут в 2021 году, потом — в 2022-м, а в прошлом году сказали, что в 2024-м. Я подумала: «Ну ладно, потерплю». А сейчас, когда приехала сюда, мне сказали: «Мы вам с удовольствием даем в общежитии маневренного фонда». Мне 71 год, и я пойду в общежитие? Я 20 лет на судоверфи отработала, стаж у меня — лет 40. И что я, только на общежитие заработала? Интересно, что некоторым жильцам из соседних домов уже дали новое жилье. А мне сказали, что даже деньги не выделены на строительство наших новых квартир.

Двери в комнаты были заперты на замки, но их взломали

«Один из жильцов уже умер от стресса»


В администрации Архангельска сообщили 29.RU, что дом № 123 вошел в госпрограмму по переселению из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения. Согласно ее условиям, это здание планируют расселить до 31 декабря 2024 года.

В администрации Архангельска не ответили редакции, каким способом уведомили жильцов, в какой именно день будут разбирать дом (чтобы те могли забрать вещи). Нам уточнили только, что развесили на дома, вошедшие в программу, объявления.

Одно из объявлений от власти до сих пор висит на доме — в нем указано, что здание собираются снести, но не сказано, когда именно. Нанимателей и собственников в этой бумаге просят позвонить в администрацию города, чтобы сообщить свои контактные номера.

Объявление о сносе есть, но когда именно начнут разбирать дом, не сказано

В итоге дом начали разбирать 21 июня — об этом хозяева комнат узнали от соседей, которые увидели рабочих в окно. По словам жильцов, о том, что дом начинают сносить, их никто не предупреждал. Кстати, за несколько дней до этого в доме заметили мужчину, который вскрывал запертые двери комнат — его задержали, но дальше дело не пошло.

— Как это делается: приходит сначала человек, смотрит, вскрывает — у нас ведь было всё взломано, — рассказывает Светлана Пискоха. — Мы вызвали полицию и всё зафиксировали. Но дело не завели, потому что тогда из дома ничего не вынесли. Но, как мы поняли уже потом, это была такая проверка. И вот, 21 июня начался разбор дома.

При этом директор департамента городского хозяйства Алексей Ганущенко говорит, что во время разборки внутри не было жильцов, хотя сами они настаивают, что внутри в этот момент спал пенсионер.

— По результатам технического заключения от 18 апреля 2022 года выявлена угроза внезапного обрушения конструкций и элементов здания. Нахождение в здании и на близлежащей территории может повлечь собой возникновение угрозы неопределенного круга лиц. На момент разборки дома проживающие граждане в доме отсутствовали, — комментирует Алексей Ганущенко.

Здесь холодильник не выкинули в окно

В тот день рабочие занялись разборкой крыши и полов на первом этаже — в нескольких комнатах он уже полностью снят. Узнавшие об этом жильцы вызвали полицию, а затем работы временно прекратили.

— Один из жильцов уже умер от стресса из-за этого — у него с сердцем плохо стало! — говорит Людмила Аксенова.

«Разбирают дом, а он спал внутри»

— Он жил в первом подъезде, был здесь прописан. Сердце не выдержало — и всё, человека нет, — говорит она. — Я поражаюсь нашему правительству, нашему руководителю города, мэру нашему. Как можно сносить дом, если люди здесь прописаны и оплата идет постоянно?

— Это был пенсионер, он жил в доме постоянно, — подтверждает архангелогородка Любовь Бычихина, дочь Веры Михайловны. — Вода замерзала, так он на колонку ходил. Когда стали разбирать дом, он спал внутри после смены и был разбужен грохотом взламываемой двери. Когда на следующий день выключили электричество и воду, он перебрался к другу жить. Там он умер спустя, наверное, неделю, после того как ему снова наобещали отдельную квартиру.

Людмила Аксенова тоже довольно долго прожила здесь

После этого случая жильцы снова закрыли двери в квартиры, а некоторые даже заколотили их. Но спустя пару месяцев в дом стали залезать воры и мародеры.

Ценные вещи и всё металлическое украли, мебель и холодильники выкинули в окна. Сняли счетчики, забрали телевизоры и обогреватели и даже унесли металлические унитазы из туалета.

«Если не смогу платить за съемную квартиру, куда я пойду?»


Сейчас внутри коридоров и комнат лежат разбросанные игрушки, книги, одежда, кирпичи от разрушенных печей и разный мусор. Теперь дом окончательно перестал выглядеть жилым. Хозяева комнат ходят по своему этажу и грустно смотрят на то, что осталось внутри.

— Можно я у тебя сушилку возьму? — спрашивает одна пенсионерка у другой. — У меня две было, а теперь ни одной не осталось.

— Заберу с собой банки, пригодятся для закрутки, — говорит другая, открывая коробку в комнате.

На общей кухне разобрали плиту, вынув металлические детали

Жильцы уверены, что если бы власти не стали разбирать дом, то к ним не пришли бы и мародеры. В дом на днях осматривала полиция.

— Сносите дом, мы не против, — говорит Любовь Молчанова. — Он действительно уже подлежит сносу — скоро вообще развалится весь. Но тогда предоставьте людям жилье. А теперь мы остаемся без жилья, без вещей и без прописки. Пока что я могу платить за съемную квартиру, но если не смогу? Куда я вернусь? Нам говорят: «Перевезите вещи туда, где живете». Но мы ведь уже снимаем жилье с мебелью, с техникой.

Жильцы говорят, что до сих пор вынуждены оплачивать воду и электричество

Людмила Аксенова добавляет, что в ночь с 22 на 23 июня дом был отключен от электричества и водоснабжения, но им до сих пор приходят квитанции на оплату.

— Вот сегодня опять квиточки получила. За август насчитали 6 тысяч — и вода, и электричество, всё остальное. Даже за общее освещение! За июль квитанций не было, я не могла заплатить, а в итоге за них сняли автоматом пять тысяч. Где те организации, которые должны были сообщить, что этот дом отключен от воды и электроэнергии?

Признаки прошлой жизни в доме

В администрации Архангельска ранее сообщали, что после возобновления разборки дома вещи жильцов будут вывозиться для хранения в другом месте. Об этом заявлял глава города Дмитрий Морев. Правда, до сих пор работы не продолжили.

— К работам можно будет приступить только после решения вопроса с имуществом жильцов. Оставив свои вещи в бывших квартирах, они фактически превратили их в складские помещения. При обрушении вещи также могут быть утрачены. Из практики известно, что такие дома привлекают граждан с низкой социальной ответственностью, что периодически приводит к возникновению пожаров, — ответили нам в горадмине.

Снос дома пока что приостановлен, но в администрации обещают его продолжить

Мы публиковали на 29.RU и другие материалы о том, как живут люди в аварийных домах:

  • жильцы сошедшего со свай дома на Северодвинской дошли до Первого канала и выступили на шоу у Гордона, чтобы их дом признали опасным для жизни;

  • жительница Архангельска встретила старость в гниющей «деревяшке» на улице Логинова. Дом еще не признали аварийным: денег на проведение экспертизы у жильцов нет. Пожилой архангелогородке приходится вести быт в крошечной каморке и слышать по ночам, как трещат стены;

  • история со счастливым концом. Многодетная семья Митькиных из «ледяного» барака на Сульфате переехала в новостройку. Теперь те ужасные условия, в которых они были вынуждены жить многие годы, остались лишь в воспоминаниях;

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления