Ранним утром 28 декабря 2020 года у Новой Земли затонуло рыболовецкое судно «Онега». На борту были 19 человек, спасти удалось только двоих. Один из членов экипажа был жителем Архангельска — это второй механик Владимир Фурса. Год спустя вспоминаем все известные факты о ЧП: как пытались спасти рыбаков, какие причины крушения озвучивались и чем власти помогали родственникам погибших.
- Первая информация о ЧП поступила в 07:30
- Завели уголовное дело
- Александр Цыбульский — о гибели судна и жителе Поморья на борту
- Вероятные причины ЧП: комментарий МЧС региона
- Сигнал бедствия подали в 04:08 — что говорили в Росрыболовстве
- Судовладелец сообщал, что «Онега» была исправна
- Власти Поморья и Мурманской области заявили, что помогут семьям погибших
- Поиски пропавших членов экипажа прекратили 4 января
- Бывшие члены экипажа «Онеги» — о судне
- Переговоры во время поисков «Онеги»: был ли шанс спастись?
- Госморречнадзор — о причинах гибели «Онеги» и 17 моряков
- Задержан подозреваемый по уголовному делу о гибели «Онеги»
- Родные погибших борются за место памяти
Первая информация о ЧП поступила в 07:30
По данным Управления МЧС по Архангельской области, информация о затоплении судна «Онега» поступила в 07:30. Сообщалось, что ЧП произошло в акватории Баренцева моря, вблизи Новой Земли Архангельской области.
К 9 утра было известно, что из 19 членов экипажа спасли только двоих. Имена всех членов экипажа опубликовали СМИ. Их подняли на борт прибывшего к месту крушения рыболовного судна «Войково».
По первой информации, которую озвучили журналистам в МЧС, затопление произошло около шести часов утра из-за обледенения судна. К месту крушения на поиски экипажа были отправлены четыре судна.
Почти сразу стало известно, что портом приписки «Онеги» был Мурманск, владелец — рыболовецкий колхоз им. М. И. Калинина.
Рыболовный траулер построен в 1979 году. Грузоподъемность составляет 208 тонн, длина — 39,51 метра, а ширина — 7,72 метра, осадка (глубина погружения в воду) — 4 метра.
Завели уголовное дело
Архангельским следственным отделом на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ (теперь — Западное межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ. — Прим. ред.) после произошедшего с «Онегой» было возбуждено уголовное дело. Статья — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена».
Как пояснили в ведомстве 29.RU, позднее дело было передано в Центральный аппарат СКР.
Александр Цыбульский — о гибели судна и жителе Поморья на борту
О трагедии в утренние часы высказался губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
— Плохая новость пришла сегодня утром. Дежурный по Северному экспедиционному отряду сообщил по линии МЧС о затоплении рыболовецкого судна «Онега» МК 0331. Порт приписки судна, принадлежащего РК им. Калинина (Приморский район Архангельской области), — Мурманск, рыболовный промысел судно вело в акватории Баренцева моря вблизи Новой Земли, — сообщалось на официальной странице Цыбульского в Instagram.
Чуть позднее в телеграм-канале губернатора появилась информация о том, что на борту «Онеги» был один уроженец Архангельской области. Он также пообещал, что семье моряка окажут необходимую помощь и поддержку. О помощи семьям рыбаков сказал тогда и губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Отметим, что в итоге членом экипажа из Архангельской области оказался второй механик Владимир Фурса. Он жил в Архангельске, но родом был с Украины — из города Николаев. О Владимире спустя год после трагедии 29.RU рассказала его дочь Юлия Фурса.
Вероятные причины ЧП: комментарий МЧС региона
Первый заместитель начальника МЧС Поморья Александр Бахтин рассказывал журналистам о предполагаемых причинах крушения «Онеги». По его словам, трагедия могла случиться из-за опрокидывания траулера.
— Изначально была версия обледенения судна, но, пообщавшись с нашими специалистами, всё-таки более вероятно — это опрокидывание судна в результате вытягивания рыболовного трала, — заявил он. — Скорее всего, судно накренилось, зачерпнуло воды и ушло ко дну. Эта версия на данный момент наиболее вероятная, но, опять же, все причины и условия нужно будет оценивать специалистам. К месту прибыли четыре судна, которые будут осуществлять поисковые работы. Нам готово оказать помощь министерство обороны, в том числе авиационное обеспечение, но пока, по сведениям руководителя работ, сил и средств достаточно.
Сигнал бедствия подали в 04:08 — что говорили в Росрыболовстве
Росрыболовство создало оперативный штаб по расследованию причин гибели судна «Онега». Около 14:30 от них пришла уточненная информация о том, как всё происходило. В ведомстве сообщили, что сигнал бедствия с «Онеги» капитан судна «Войково» получил в 04:08.
— В 04:12 судно пропало с навигационных систем. В это же время перестали наблюдаться бортовые огни «Онеги». По словам Ермакова, вследствие сильного шторма и низкой температуры (-15 °С) шло активное обледенение. «Войково» немедленно направилось к месту катастрофы, где обнаружило двух членов экипажа «Онеги», которые были подняты на борт. По словам капитана Ермакова, у спасенных членов экипажа нет следов обморожения, однако они находятся в шоковом состоянии, — сообщали в пресс-службе Росрыболовства.
Напомним, что выжили второй помощник капитана Владислав Буторин и матрос Руслан Катюхин.
Судовладелец сообщал, что «Онега» была исправна
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников в день катастрофы опубликовала заявление со ссылкой на директора кооператива «Рыболовецкий колхоз им. М. И. Калинина» Андрея Заику о том, что «Онега» была полностью исправна.
— Работы по техническому обслуживанию проводились вовремя и в полном объеме. Все необходимые процедуры и согласования перед выходом на промысел были соблюдены, — сообщала Всероссийская ассоциация рыбопромышленников. — По предварительным данным, причиной происшествия стали плохие погодные условия: в районе пропажи судна наблюдались штормовые явления. Несмотря на проведенные экипажем работы по предотвращению обледенения корпуса, судно могло получить обледенение и в условиях сильного шторма — крен, что могло привести к затоплению. Компания-судовладелец окажет всю необходимую поддержку родным и близким членов экипажа «Онеги».
Североморское территориальное управление также сообщало, что технически судно было готово к работе в осенне-зимний период. Последнее освидетельствование «Онега» проходила в октябре 2020 года в порту Архангельска.
Власти Поморья и Мурманской области заявили, что помогут семьям погибших
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис 29 декабря объявил днем траура в своем регионе. Он сообщил, что правительство поможет семьям погибших — каждая из них получит психологическую помощь, а также материальную поддержку в размере одного миллиона рублей.
Власти Архангельской области также заявили, что семья погибшего на «Онеге» моряка Владимира Фурсы получит помощь в размере одного миллиона рублей.
Уже в мае 2021 года в Правительстве РФ заявили, что выплаты семьям погибших моряков с рыболовецкого траулера «Онега», а также тем, кто пострадал во время его крушения, составили 40 миллионов рублей.
Поиски пропавших членов экипажа прекратили 4 января
Поиски членов экипажа, а также самой «Онеги» прекратили 4 января. Об этом сообщало ТАСС со ссылкой на пресс-службу Росморречфлота.
Отметим, что президент Владимир Путин назвал пропавших рыбаков погибшими еще 28 декабря — в телеграме для губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. Текст обращения есть на сайте Кремля.
— С прискорбием узнал о трагедии в Баренцевом море, унесшей жизни членов экипажа рыболовецкого судна «Онега». Прошу передать глубокие соболезнования семьям погибших и слова поддержки пострадавшим, — говорится в телеграмме.
Бывшие члены экипажа «Онеги» — о судне
После первых новостей о трагедии с «Онегой» 29.RU удалось связаться с несколькими моряками, работавшими на судне в разные годы. Так, житель Мурманска Евгений Ольшевский покинул экипаж «Онеги» в июле 2020 года. Зимой ему не приходилось работать в Арктике на этом траулере. Вот что он говорил про судно и колхоз, которому оно принадлежало:
— Колхоз (рыболовецкий колхоз имени Калинина. — Прим. ред.) на всём экономит, зарплата за два месяца у моряка — 160 тысяч рублей. Говорят, волна зашла на фабрику (где пойманная рыба проходит обработку прямо на судне. — Прим. ред.), а там еще при мне летом были с осушительными насосами проблемы. Для показухи — оркестр, а на людей им срать. Не присылают замену, никто не хочет на касарагу. Условий для отдыха никаких, пресной воды нет, переодеться, робу высушить негде. Конторе только результат нужен, показатели.
Еще один из бывших членов экипажа «Онеги» согласился анонимно рассказать о своем опыте работы на судне. Мурманчанин упомянул, что 5–6 лет назад была критическая ситуация на траулере, причем в том же районе, где затонуло судно.
— В этом районе мы уже и ход теряли в сильный шторм, и машинное отделение уже затапливало на этом пароходе — чуть не утонули, но тогда все четко сработали. Весь экипаж выскочил спасать судно в трусах, так как спали в тот момент. В том районе много пикши, туда постоянно суда ходят. Вот и «Онега» туда, как обычно, пошла. Там всегда ветра сильные зимой и мороз, хотя говорят, что было минус 15. Но я быстрее поверю, если там было минус 30. Не надо капитана винить. На ярусном судне (вид промышленного лова рыбы, когда используют крючки с наживкой, прикрепленные к специальному орудию — ярусу. — Прим. ред.) очень сложно работать, там нужен капитан только ярусного лова. Любой другой не подойдет. Там всегда прикрывают правый борт, так как с правого борта идет выборка яруса (на этом этапе судно ставят рабочим бортом на ветер, орудие лова поднимают из воды. — Прим. ред.), и волна всегда бьет в левый борт. Называть имена и фамилии не буду, но с капитаном и старпомом работал, и, конечно же, со многими матросами не один год. Хорошие люди, друзья и просто товарищи, всегда можно было положиться на них.
По словам бывшего члена экипажа «Онеги», в Архангельске судно ремонтировалось неоднократно. Качество работ у нашего собеседника вызывало вопросы.
— По приходе в порт составлялась заявка на ремонт. Всё практически вычеркивалось, кроме первой необходимости — к примеру, покраска, внешний марафет. У нас никогда толком не работал брашпиль (палубный механизм лебедочного типа. — Прим. ред.), мы не могли бросить якорь, не говоря уж о подъеме. Проблем было много — на всё глаза закрывали. Главное — денег срубить для начальства! Срубили — 17 жертв, рано или поздно это должно было случиться, — считает мурманчанин.
О проблемах на судне еще в 2016 году сообщил читатель 29.RU. Он поделился видео, на котором видно, как на «Онеге» отказали осушительные насосы: на представленных кадрах волны гуляют по палубе во время шторма.
Мужчина рассказал, что тогда судно укрывалось в бухте от шторма, прежде чем продолжить промысел — пережидали непогоду двое суток.
Один из наших собеседников, работающий в рыболовецком колхозе, которому принадлежала затонувшая «Онега», высказался об условиях труда скорее в положительном ключе.
— Техника безопасности на судах соблюдается, техническое состояние судов удовлетворительное. Все текущие ремонты механизмов проводятся в полном объеме и сдаются Морскому регистру и аудиторам по МКУБ (Международный кодекс по управлению безопасностью. — Прим. ред.). На снабжении компания не экономит. В целом компания хорошая. Руководство прислушивается к мнению членов экипажей. А что случилось с «Онегой», я думаю, позже узнаем. Не исключаю человеческий фактор и сложные погодные условия. Я в данный момент работаю на судне «Несь». У нас сейчас переоборудование с присвоением класса судна, всё делается под контролем Морского регистра. Поэтому на этом ремонте экономить не получится. Делают всё согласно ремонтным ведомостям и проектной документации. «Онегу» бы в море не выпустили, если бы судно было неисправно. Я так скажу: колхоз имени Калинина — не самая плохая организация. Я работал в худших условиях, — говорил житель Мурманска.
Переговоры во время поисков «Онеги»: был ли шанс спастись?
В начале января 2021 года в распоряжении редакции 29.RU оказалась запись радиопереговоров рыболовного траулера и судна «Войково», которое спасло в Баренцевом море двух членов экипажа утонувшей «Онеги».
Из разговора понятно, что шансов спастись у рыбаков практически не было. Многие члены экипажа спали в момент аварии, спасательные плоты оказались привязаны, поэтому воспользоваться ими не смогли, как и гидрокостюмами. Траулер «Онега», принадлежащий архангельскому рыбколхозу имени Калинина, сильно обледенел и ушел ко дну за три-четыре минуты.
Госморречнадзор — о причинах гибели «Онеги» и 17 моряков
В марте Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Госморречнадзора) опубликовала на официальном сайте итоги расследования гибели «Онеги» и 17 членов экипажа.
Комиссия сделала вывод, что трагедия случилась из-за стечения нескольких обстоятельств. Первым из них названо обледенение судна, которое способствовало уменьшению начальной остойчивости. Среди других причин названы:
неоправданный риск, допущенный капитаном судна при принятии решения о выборке яруса в сложных гидрометеорологических условиях;
штормовая погода и наличие открытого лацпорта для выборки рыболовной снасти, что привело к попаданию забортной воды в помещения судна, расположенные на главной палубе, к отрицательной начальной остойчивости, резкому увеличению крена и затоплению судна;
непрофессиональные действия капитана судна и вахтенного старшего помощника капитана, заключающиеся в отсутствии должного контроля за остойчивостью судна и несвоевременном объявлении судовой тревоги по оставлению судна экипажем.
Задержан подозреваемый по уголовному делу о гибели «Онеги»
В Санкт-Петербурге в августе был задержан заместитель председателя «Рыболовецкого колхоза имени М. И. Калинина».
Мужчину подозревают в преступлении, предусмотренном частью 3 статьи 143 УК РФ, то есть «Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
— Следствием установлено, что в декабре 2020 года капитан судна «Онега», принадлежащего на праве собственности «Рыболовецкому колхозу имени М. И. Калинина», при осуществлении рыбного промысла в акватории Баренцева моря сообщил подозреваемому о сложной погодно-климатической обстановке в районе нахождения судна и постоянном процессе его обледенения. Заместитель председателя по эксплуатации флота, ранее длительное время осуществлявший трудовую деятельность на различных должностях плавательного состава и имея значительный опыт работы, в нарушение требований должностной инструкции не принял решение о запрете промысла и нахождения судна в сложных погодно-климатических условиях, не дал распоряжение капитану на его прекращение и уход в убежище, что в том числе повлекло наступление трагических последствий, — пояснили в Западном межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ.
Заключение комплексной комиссионной технологической судебной экспертизы в области охраны труда показало, что допущенные подозреваемым нарушения имеют прямую причинно-следственную связь с произошедшей трагедией.
Как сообщал «Интерфакс», задержанному суд избрал меру пресечения в виде домашнего ареста. Позднее ее продлили.
Родные погибших борются за место памяти
Родные погибших при затоплении «Онеги» моряков до сих пор не могут добиться появления места памяти для них в Мурманске. С жалобой на местные органы власти родственники обратились к главе СКР Александру Бастрыкину.
— Ознакомившись с жалобой заявителей, глава СК России дал указание руководителю Следственного управления по Мурманской области Андрею Ефремову доложить о конкретных мерах, принимаемых региональным управлением для разрешения сложившейся ситуации, — ответили в ведомстве.
Как рассказала 29.RU дочь Владимира Фурсы Юлия, единственное, на что согласилось руководство города, после реконструкции маяка, где находится мемориал «Курска», установить доску с именами погибших моряков на «Онеге».
Редакция направила запрос в администрацию Мурманска, чтобы узнать подробнее о том, на какой стадии сейчас находится вопрос организации места памяти моряков, жизни которых забрала эта трагедия.