Теперь на спецоперацию пообещали не забирать отцов, воспитывающих от трех детей возрастом до 16 лет. Вначале об этом сообщили в Госдуме, а затем подтвердили в призывной комиссии Архангельской области. Ранее правило действовало для тех, у кого четверо и более детей. Но интересно, что некоторые многодетные отцы сами не отказываются от отправки: кто-то согласен уехать, если изменятся правила, а кто-то рвется на фронт и без повестки.
«Если надо защищать — значит, иди»
Жительница Архангельской области Анна (имя изменено по ее просьбе) в конце сентября встретила у себя в доме сотрудников военкомата, которые искали ее мужа. В тот момент его не было дома, и они пришли на следующий день, чтобы вручить повестку. При этом в семье Анны — четверо несовершеннолетних детей: старшему ребенку 12 лет, а младшему — 1,6.
— Когда муж пришел в военкомат, то оказалось, что у них в картотеке указан только один наш ребенок, — рассказывает северянка. — Они спросили у мужа: «Сколько у вас детей?». Он ответил, что их четверо, на что они сразу позвали старшего по званию. Он пришел и отвел мужа на разговор — показал ему указ президента, по которому отцы четверых детей не подлежат мобилизации, и отправил его домой.
«Но мой муж ему ответил, что он согласен ехать на СВО, несмотря на то что у него четыре ребенка»
Мужу Анны ответили, что в таком случае ему нужно согласие жены, и отправили домой.
— Дома мы семьей обсудили этот вопрос и пришли к выводу: если надо защищать Родину, значит, иди, — продолжает она. — 29 сентября мы пришли в военкомат, чтобы написать все согласия на отправку. Военный комиссар нам ответил, что уточнит все нюансы и мы составим на месте контракт. При этом он взял у меня и моего мужа номера телефонов для связи, но до сегодняшнего дня так нам и не звонил. Мы пытались связаться с ним, на что он ответил: «Сиди и жди». Только чего ждать — непонятно.
«Понимаю, куда он пойдет, и переживаю»
Как сообщили 29.RU в военном комиссариате Архангельской области, граждан, у которых есть четверо детей, по закону призвать не имеют права. Это закреплено в статье 18 ФЗ-31. Однако если гражданин напишет собственноручно рапорт на имя руководителя призывной комиссии муниципального образования, они должны рассмотреть ситуацию в индивидуальном порядке.
Анна считает, что решение ее мужа — правильное, и поддерживает его, несмотря на трудности, которые могут возникнуть:
— Я, конечно, понимаю, куда он пойдет, и переживаю, но если надо идти на защиту Родины — значит надо. Наше мнение такое: чем больше собирается таких же, как мой муж, тем быстрее всё это закончится. Просто у меня муж вырос мужчиной и готов защищать свою семью, а не как некоторые ищут любые причины, чтобы только их не забрали, — делится она.
«Страшно, что я останусь одна»
Другие многодетные матери из Архангельской области рассказали 29.RU, что их мужья не получали повестки в военкоматы. Отношение у них более спокойное — рвения не проявляют, но, говорят, если понадобится — мужьям придется идти.
Жительница поселка Катунино Раиса и ее муж воспитывают четверых несовершеннолетних детей. Еще одна дочь выросла и уже замужем. Повестки ее муж не получал, но они в курсе, что таких многодетных отцов и не должны призывать.
— Но если настоящая война начнется и не будет хватать людей — и муж, и я, мы, в принципе, за то, чтобы он пошел, — говорит Раиса. — Но мне страшно, что я в таком случае останусь одна, никому не нужная. Да, родственники есть, но без него мне будет управляться тяжело. С четырьмя детьми — довольно тяжело физически и материально. Сейчас их болячки, детсады, школы, домашнее хозяйство — всё на мне. А содержание семьи — это на муже.
Северянка Анастасия тоже растит четверых детей, старший из них — с инвалидностью. Она говорит, что не знает точно, могут ли призвать мужа, потому что дело не только в семье, но и в здоровье супруга:
— У меня двойственные чувства: с одной стороны я понимаю, что надо страну защищать. А с другой: когда это касается твоего близкого — конечно, переживаешь. Мужу пока не приходила повестка, и мы не знаем, ждать ли ее: ему 44 года, он не служил, потому что его забраковали по здоровью. Я у него спросила: «Что если тебе придет повестка?» Он сказал: «Ну значит пойду в военкомат». Но как мы будем жить без него — большой вопрос. Потому что у нас ипотека и весь его доход уходит на нее.
Напомним, первые северяне, призванные по частичной мобилизации, уехали в учебный центр Санкт-Петербурга 24 сентября. Следующая отправка с тем же направлением была 26 сентября. Туда же направили северян и вечером 27 сентября. 1 октября в Печенгу уехала группа резервистов. В Мурманскую область проводили мобилизованных и 8 октября. 11 октября наших земляков вывезли поездом на Санкт-Петербург. Последняя отправка была 12 октября: мобилизованные уехали в Мурманскую область.
Ранее на базе губернаторского центра открылся региональный штаб поддержки мобилизованных и их семей. Его специалисты общаются с семьями тех, кого отправят на СВО, и помогают им решать различные вопросы. О том, что подобный штаб появится в регионе, в начале октября рассказывал губернатор Александр Цыбульский.
Родственникам тех, кого забрали, уже начали приходить первые похоронки — спустя 23 дня после объявления частичной мобилизации.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках 29.RU в соцсетях. Самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.