RU29

764мм 58%
USD 91,98
EUR 100,24
Наука

«Ранее неизвестные науке»: архангельские ученые обнаружили в Азии новые виды моллюсков

В составе международной команды северяне исследуют организмы «последнего затерянного мира»

Моллюски из Юго-Восточной Азии находились здесь в изоляции и эволюционировали в течение десятков миллионов лет

Архангельские ученые из Федерального центра комплексных исследований Арктики РАН и САФУ работают сейчас в Мьянме вместе с коллегами из США, Великобритании и Португалии. Международная группа исследователей обнаружила новые виды и подвиды моллюсков, ранее неизвестных науке. Эти виды «последнего затерянного мира», как говорят исследователи, — исчезающие и эволюционировали в течение десятков миллионов лет.

Наши земляки в команде с зарубежными коллегами нашли четыре новых вида и четыре новых подвига пресноводных моллюсков в бассейнах рек Иравади, Ситаун, Хаунгдарау и Давей — в Мьянме, в Юго-Восточной Азии.

Северяне трудились над открытием вместе с коллегами из США, Великобритании и Португалии

Исследователи считают, что эти моллюски находились здесь в изоляции и эволюционировали в течение десятков миллионов лет, сообщает пресс-служба Федерального центра исследований Арктики.

Обнаруженные виды получили названия преимущественно с отсылкой к местным географическим объектам. Хотя один из них — Leoparreysia whitteni — в виде исключения назвали в память о трагически ушедшем из жизни в 2017 году английском биологе, сотруднике организации «Фауна и флора интернейшнл» Тони Уиттене.

— Нам удалось найти всего три раковины Leoparreysia whitteni, по которым мы сделали описание, — рассказывает директор ФИЦКИА РАН, заведующий лабораторией молекулярной экологии и филогенетики САФУ Иван Болотов. — Это редкий уникальный вид, имеющий миниатюрную, но очень красивую ярко-зелёную раковину.

Открыто четыре новых вида и четыре новых подвида моллюсков

По словам учёного, популяции описанных ими раковин малочисленны — одна-две раковины на квадратный метр, а массовыми они были в период британской колонизации Бирмы (так называлась Мьянма ранее).

Теперь задача учёных — решить вопрос сохранения видов. Они отмечают, что реки, в которых обитают обнаруженные редкие представители фауны, находятся в зоне сильного антропогенного воздействия. Главная угроза для них — строительство водохранилищ каскадного типа, ведущее к смене гидрологического режима и гибели фауны. Также в водоёмы Мьянмы искусственно заселяются чужеродные виды, которые ведут себя крайне агрессивно по отношению к местным видам. Околоречные площади занимают искусственными насаждениями, что вытесняет естественную растительность, нарушается фильтрующая способность леса. Происходит эрозия почвы, которая дождями смывается в реки, что наносит непоправимый вред рыбе и моллюскам.

— Это исчезающие виды с очень локальным распространением, — объясняет Иван Болотов. — Многие реки Юго-Восточной Азии очень древние, а большие реки выступают как барьер для расселения видов из их притоков. В руслах крупных рек мутная вода, большие глубины и мощные потоки, в горных притоках — прозрачная вода и малые глубины. Приспособившиеся к притокам виды не способны пересечь большую реку. Поэтому в каждом притоке происходила своя независимая эволюция, и мы можем там найти ранее неизвестные виды. Но, если там построить дамбу, вырубить лес, мы увидим их вымирание, ведь они обычно живут только в одном притоке, и больше нигде не встречаются.

Учёные опасаются, что вскоре моллюски здесь исчезнут

По мнению архангельских учёных, такая ситуация на реках Мьянмы может привести к значительным последствиям, отразиться на росте социальной напряжённости там, поскольку исчезновение популяций съедобных моллюсков отрицательно скажется на рационе питания сельского населения.

Работу международной группы учёных планируется продолжить: расширить исследовательскую географию и провести работу по изучению видов и подвидов моллюсков в других странах — не только в Юго-Восточной Азии.

Архангельские учёные работают в связке с международной природоохранной организацией «Фауна и флора интернейшнл» из Великобритании. В проект вовлечена большая исследовательская группа, в состав которой входят сотрудники университетов Португалии, США, Мьянмы. Проект поддержало Министерство науки и высшего образования РФ и Национальное географическое общество (США).