Это был затяжной прыжок — в Архангельске наконец-то стартовала транспортная реформа! Было много сложностей, но сегодня на дороги города вышли новые автобусы на газу и начала работать первая в Архангельской области метановая заправка. Как изменится жизнь горожан? С раннего утра мы отправились на эксперимент в разные удаленные уголки Архангельска — Маймаксу, Сульфат, Левый берег и не только, чтобы протестировать новые автобусы вместе с вами.
В чём суть эксперимента?
На сайте 29.RU у нас есть целый раздел «Автобусная реформа», тексты на эту тему и посты в наших соцсетях часто наводили вас на размышления: что изменится? Кто-то пишет, что в первое время точно будут сложности, потому что водители из других регионов не знают город. Другие переживают, хватит ли одной заправки, вторую обещают открыть только летом 2023-го. Есть сомнения, что теперь мы будем меньше стоять на ветру в ожидании автобуса. А ситуация, когда в салоне пассажиры прижаты друг к другу как кильки в банке, теперь в прошлом? Будет ли обещанный дресс-код водителей и кондукторов? И удобны ли перекроенные маршруты?
Мы хотим ответить на все эти вопросы как пассажиры новых автобусов, а еще пообщаться с вами.
Почему реформа нужна
По словам Дмитрия Морева, в январе от горожан поступило 743 жалобы на качество автобусных перевозок.
«Это самое большое количество жалоб по всем нашим сферам»
— Если ранее у нас традиционно было большое количество обращений и жалоб по линии ЖКХ, городского хозяйства, управляющих компаний и так далее, то сегодня общественный транспорт — это номер один по количеству жалоб. И я не вижу адекватной реакции от отдела транспорта. Инциденты сыпятся, сыпятся, сыпятся. Ощущение, что мы как наблюдатели, статисты лишь фиксируем эти жалобы, но ничего не предпринимаем, — сказал Дмитрий Морев.
Из 743 жалоб 419 — на несоблюдение графиков движения автобусов. Есть жалобы на часовое ожидание автобуса № 11, люди сообщают о том, что автобусы выходят неисправными на линию — например, со сломанной дверью. Есть случай, когда ребенка прижало дверьми.
На каких маршрутах новые автобусы
Возить архангелогородцев будут новые автобусы от московского перевозчика — транспортной компании «Рико». Правда, обновление коснется не всех маршрутов, как было заявлено ранее, а лишь 13 из них. Каких именно, смотрите на картинке ниже.
Если у вас уже есть вопросы к перевозчику, вы можете обратиться в диспетчерскую службу по телефону +7 952 258-66-76.
Где останутся старые автобусы
Новый перевозчик «Рико» выйдет не на все, а только на 13 маршрутов. Еще 12 маршрутов будут обслуживать прежние перевозчики — с ними заключили контракт на февраль. В одной картинке показываем, на каких маршрутах в феврале останутся старые автобусы.
Прежние перевозчики будут продолжать обслуживать маршруты № 1, 4, 6, 11, 23, 44, 54, 62, 69, 75б, 75м и 76.
— Договоры с перевозчиками, которые у нас заключены на февраль, их отличительной чертой будет то, что 95% исполнения рейсов будут у них, — рассказал директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Александр Майоров.
На маршрутах № 5 и 15 останутся прежние перевозчики и после февраля — с ними заключен контракт до 2024 года. Островные маршруты № 38 и 17 будут продолжать работу без изменений.
Куда и откуда едет редакция
Мы взяли несколько сложных маршрутов, на которые чаще всего жалуются наши читатели. И вот куда мы поедем.
Елена Ионайтис, главный редактор:
— Попробую выехать ранним утром с Сульфата в центр города на маршруте 60. Может, на Малиновского будет не так много людей. Но, уверена, уже на Предмостной, скорее всего, придется уплотняться по салону.
Иван Митюшёв, фотограф:
— Я планирую с ж/д вокзала доехать до пос. Силикатного на маршруте 64. Там пересесть на 43 и доехать до областной больницы. От больницы идет автобус 31 в Цигломень, если буду успевать, отправлюсь и туда.
Ярослав Вареник, журналист:
— Очень редко езжу на автобусах. В основном хожу пешком. Посмотрим, легко ли утром вырваться на работу из Маймаксы и каким будет качество проезда, который подорожал. Сегодня мой маршрут — № 9.
Кристина Полевая, видеоредактор:
— Утро будет непростым — из центра я специально поеду на такси на Левый берег. Чтобы оттуда вместе со всеми пассажирами поехать обратно уже на новом автобусе. Это маршрут № 3. Пассажиры часто жалуются, что добираться туда приходится долго. Дорога плохая. Приходится ждать автобус и в итоге ехать в переполненном. Проверим, что изменит транспортная реформа. На «тройке», которую так ругают, доберусь МРВ. Там пересяду на 43 — и до областной больницы. До офиса хочу доехать на старом автобусе — интересно, что думают пассажиры, для которых ничего не изменится после громких новостей.
Валерия Богатырева, журналист:
— Еще один маршрут, который мы протестируем одним из первых, — № 31. Прямо сейчас отправлюсь в Цигломень, чтобы посмотреть, как местные жители будут добираться в город уже на новеньком автобусе. О планах протестировать перевозки заявил и глава города Дмитрий Морев — было бы любопытно разделить с ним этот опыт и услышать его мнение.
Кстати, Валерия часто пишет о проблемах транспорта и, что любопытно, однажды проехалась на 31-м маршруте в качестве кондуктора. На день она сменила профессию и ощутила на себе все трудности работы в переполненном пазике. Ее честный рассказ можете прочитать в этом репортаже.
А какой маршрут назвали бы проблемным вы и почему? Пишите в комментариях, чего ждете на нем от транспортной реформы. Что возмущало раньше и заметили ли вы уже какие-то перемены.
Календарь неудач транспортной реформы
Да, наконец-то в Архангельске стартует реформа общественного транспорта! Правда, на месяц позже, чем планировалось, и не в полном объеме — новые автобусы от московского перевозчика запустят лишь на 13 маршрутах, на остальных будут всё те же старые пазики. Кто виноват, что всё так затягивается, обещания по контракту рушатся, а тариф растет раньше, чем меняется качество перевозок, уже высказал глава города Дмитрий Морев.
Еще задолго до публичной «порки» начальника отдела транспорта мы собрали календарь неудач транспортной реформы.
А после этого стало известно, что автобусы выйдут не на все маршруты.
Глава города ответил на вопрос 29.RU, почему после всех сложностей контракт с перевозчиком не расторгнут.
— Наша задача — реализовать транспортную реформу, а не наказывать кого-то огульно. Мы накажем компанию «Рико» штрафными финансовыми санкциями. Но это не сверхзадача. Наша первая задача — транспортная реформа, — сказал Морев.
Пришёл на остановку. Зашел в автобус маршрута № 64. Ждал три минуты. Поехали. Голос объявил, что следующая остановка — «Авиакассы», но мы поехали в другую сторону. Заблудились. Подошел кондуктор, спросил, куда ехать. Всего в автобусе четыре человека. Женщины переживают, что опоздают на работу, и говорят, что долго ждали его.
Бесплатный проезд
Хорошая новость! Сегодня проезд на новых автобусах будет бесплатным. Об этом сообщают в пресс-службе Архангельска.
— В связи с открытием новой транспортной компании «Рико» 1 февраля проезд на маршрутах 3, 9, 10, 12, 25, 31, 41, 42, 43, 60, 63, 64 и 65 БЕСПЛАТНЫЙ! — такой пост появился сегодня в официальной группе ведомства во «ВКонтакте».
На Предмостной говорят, что уже давно ждут № 60. И приложения показывают, что он еще далеко, на улице Карла Маркса. Идет снег, ветер, автобуса нет.
Еду на маршруте № 64, всё спокойно. Люди заходят и выходят. Остановки объявляют. Наш кондуктор сказал, что сегодня, возможно, автобусы будут сбиваться с расписания.
Новые автобусы подходят, но это не те, что мне нужно. Кроме № 60 я могу уехать на № 10, но его тоже не было. Женщина говорит, что уже 15 минут ждет оба маршрута, замерзла.
— Я ехала из аэропорта сюда, тоже новый автобус, № 12. Теплый, большой, остановки объявляют. И почему-то денег не взяли, может, потому что первый день? А так да, № 60 нет и нет. № 42, 44, 5 — эти пролетают, а нашего нет, — делится архангелогородка.
Моя собеседница уехала на № 10, остановка к этому времени заметно наполнилась. Я решила еще постоять — будет ли в итоге № 60?
Кажется, суть моего журналистского эксперимента — отморозить лицо и руки. Вроде не очень холодно, но когда долго стоишь, уже не супер.
Подошел автобус № 60, он переполнен. Я не смогла зайти в центральную дверь. Постучалась в ту, что ближе к водителю. Там мне отрыли, но внутри сказали, что двигаться и уплотняться некуда.
Еду стоя, вплотную к двери — она постоянно открывается, давит на меня и прижимает к людям. Стоять неудобно, потому что скользко. Когда автобус тормозит, я просто падаю.
Молодые ребята говорят, что ждали № 60 на улице Суворова 30 минут. Рады ехать и стоя. Замерзли.
Денег с меня не берут, ребята тоже не платили. Едем в неудобстве, зато даром. Студенты грустят, что опоздают на пары, и шутят, что хотят машину!
— И кто меня тянул поступать на Сульфат?! — говорит один из них.
Слушаю их и периодически «открываюсь» вместе с дверью...
В № 64 запускают людей только через один вход. При отправлении с остановки у ТЦ «Ильма» водитель забыл закрыть дверь. Метров 10 ехали с открытыми.