Дороги и транспорт Автобусная реформа эксклюзив «Тариф изменили не ради нас»: обсуждаем с «Рико» последствия автобусной реформы в Архангельске

«Тариф изменили не ради нас»: обсуждаем с «Рико» последствия автобусной реформы в Архангельске

Первое большое интервью с заместителем гендиректора компании

Майрбек Магомадов согласился на откровенный диалог с нашими журналистами
Источник:

Почти год прошел с начала транспортной реформы в Архангельске, которую так долго ждали горожане. На маршруты вышли новые автобусы, оформленные в едином стиле и, можно сказать, стали визитной карточкой нашего города. Вместе с тем эта сфера продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых: у пассажиров по-прежнему есть вопросы и к властям, и к новому перевозчику, особенно на фоне очередного повышения стоимости проезда. Редакции 29.RU удалось взять эксклюзивное интервью у заместителя генерального директора ТК «Рико», Майрбека Магомадова, и поговорить с ним о главных итогах работы компании в уходящем году. Он также рассказал, с какими трудностями руководству «Рико» пришлось столкнуться на старте реформы и как сейчас организована работа большого предприятия, где задействованы сотни людей.

Транспортная компания «Рико» обслуживает 26 маршрутов в Архангельске с февраля 2023 года. С 1 июля 2024 года перевозчик приступит к работе и в Северодвинске. Гендиректор «Рико» — Валерий Старшинов. Предприятие входило в группу компаний, которая обеспечивает пассажирские перевозки в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Уфе, Перми и Самаре.

— Как компания «Рико» работала с начала реформы над улучшением качества перевозок в Архангельске? Можете ли вы выделить какие-то общие итоги за 2023 год?

— Работа по улучшению качества обслуживания пассажиров ведется постоянно. Мы уже сделали огромный шаг. В город пришли новые низкопольные автобусы, одного красивого лазурного цвета, брендированные и узнаваемые. В отличие от распространенного мнения, ни в каких других регионах они ранее не использовались.

Все автобусы оснащены системой аудиоинформирования об остановках, цифровыми экранами, разъемами для подзарядки смартфонов, камерами видеонаблюдения. Также в салонах созданы условия для маломобильных пассажиров
Источник:

Все автобусы оборудованы современным навигационным оборудованием, позволяющим в онлайн-режиме ежеминутно отслеживать и регулировать их работу, оперативно задействовать резервный транспорт в случае технической неисправности. Контроль осуществляют как диспетчеры «Рико», так и специалисты Региональной транспортной службы.

Работники диспетчерской в реальном времени следят за каждым маршрутом
Источник:

У нас по контрактам огромные штрафы за невыполненные рейсы, предусмотрен жесткий контроль со стороны городской администрации и правительства области.

«Наши автобусы ходят строго по расписанию, нет гонок за пассажирами»

Практически каждую неделю сотрудники департамента транспорта проводят выездные выборочные проверки работы автобусов на линии. Проверяют всё: и чистоту в салоне, и температурный режим, и работу автоинформаторов, ну и, конечно, соблюдение утвержденных графиков и маршрутов движения.

Водители ежедневно проходят предрейсовый медицинский контроль, а автобусы — технический контроль. На базе предприятия организована собственная мойка с современным оборудованием. Техническое обслуживание автобусов осуществляют специалисты официального сертифицированного центра завода МАЗ в Архангельске.

Заместитель руководителя «Рико» рассказал про стандарты работы предприятия
Источник:

Весь транспортный бизнес компании абсолютно прозрачен, мы работаем только в белую. Сотрудники оформлены строго в соответствии с законодательством, имеют полный соцпакет. Все экипажи — и водители, и кондукторы — обеспечиваются форменной одеждой. Более комфортные условия работы налицо.

Хочу отдельно подчеркнуть, что с декабря 2022 года наша компания зарегистрирована на территории города Архангельска и все налоги и взносы мы уплачиваем как архангельская компания.

Пожалуй, главные показатели транспортной работы перевозчика
Источник:

— Когда вы зашли в город, какие были проблемы с транспортом, как их решала ваша компания, что удалось улучшить, а над чем еще нужно поработать по объективным причинам?

— С началом транспортной реформы нашей главной задачей было решить кадровый вопрос. Любое автотранспортное предприятие сталкивается с нехваткой водителей и кондукторов. В других городах, к примеру, автобусы даже не могут выйти на линию из-за нехватки водителей. Профессия стареет, молодежь идет неохотно, так как физический труд сейчас не так популярен.

Найти достаточное количество водителей и кондукторов для «Рико» было самой большой проблемой
Источник:

Также мы столкнулись с такой проблемой, как настороженность местных водителей и кондукторов работать у нас, потому что ранее их работа была устроена по-другому и были другие условия оплаты труда. Например, неофициальная заработная плата, зависящая от количества пассажиров, более вольный график движения в гонке за пассажирами и так далее. Многих настораживал требуемый пакет документов: справка об отсутствии судимости, заключение медкомиссии, военный билет.

Нехватку водителей и кондукторов в первые месяцы работы компании нам пришлось закрывать за счет привлечения водителей из других регионов, но это была вынужденная мера и для компании также создавала дополнительные хлопоты и расходы. Приезжих сотрудников необходимо было обучать, организовывать их пребывание на территории области — элементарно надо было обеспечить и оплатить проживание. Сейчас 85% сотрудников компании — местные жители.

«У нас из 400 водителей остались работать лишь 62 водителя из других регионов»

Но, повторюсь, они вынужденно управляют автобусами на городских маршрутах Архангельска, потому что на их место не пришли архангелогородцы.

Также нам пришлось первые 2–3 месяца потратить на налаживание трудовой дисциплины — отсутствие опозданий, невыходов, отклонений от маршрутов, соблюдение графиков. К нам пришли водители от других перевозчиков, и им были непривычны многие требования, к примеру жесткий медицинский предрейсовый контроль, обязательное ношение формы, запрет на курение в салоне автобуса и так далее.

К работникам транспорта требования стали в разы жестче
Источник:

Были даже забавные случаи. Например, водитель с более чем 20-летним стажем говорил, что он всегда проезжал остановку на Такелажной и будет проезжать дальше, так как он привык, что раньше она была «по требованию». И мы разговариваем, убеждаем, разъясняем новые правила работы, последствия и для компании и для работника.

Но сегодня, спустя 10 месяцев работы, все уже знают, что мы себя зарекомендовали как работодатель, точно выполняющий свои обязательства. Сотрудники поняли преимущества официальной работы. Сейчас у нас даже наблюдается некоторая негласная очередь из водителей, желающих работать на определенном удобном для них маршруте.

Работа предприятия сейчас налажена, как говорит директор
Источник:

К сожалению, приходится и увольнять работников за виновные действия — воровство, грубое несоблюдение ПДД. И да, бывают разные ситуации: бывают ДТП, каждое из них мы рассматриваем как ЧП, бывают срывы, технические проблемы и человеческий фактор, всё это никуда не делось. Мы живем в реальном мире, и нам есть над чем работать, усердно работать.

Но я могу с гордостью сказать, что на сегодняшний день сформирован основной костяк коллектива, все службы предприятия работают как винтики одного сложного механизма, обеспечивающего стабильную работу транспорта.

— К слову о ДТП, в компании уже писали, что нередко аварии с участием водителей «Рико» возникают из-за того, что участники дорожного движения не уступают им дорогу. И у вас есть примеры, когда автобусы подрезают и тому подобное. Какая проводится работа с водителями «Рико» для избежания происшествий?

— Водители не допускаются до работы без проверки знаний ПДД и навыков вождения. У многих сейчас есть права, но, думаю, 90% водителей города не сдадут экзамен в ГИБДД. Со временем, с опытом, мы начинаем ездить по привычке, и в этом и есть опасность.

Новых сотрудников дополнительно проверяют, прежде чем пустить за руль автобуса
Источник:

Также наши водители проходят обязательную стажировку. Ведь даже имея опыт работы на пазике, нужно понять новый автобус, почувствовать его габариты, вес, инерцию, полюбить свой автобус. Автобусы большего класса имеют более длинный тормозной путь, более сложны в управлении, несмотря даже на то, что ими управляют уже практически все местные опытные водители.

Водителям-новичкам приходится какое-то время побыть стажерами
Источник:

Водитель должен показать свои навыки вождения сначала здесь, на территории, с условно расставленными помехами. Потом, в зависимости от того, как себя водитель показал на территории, непосредственно на самом городском маршруте к нему прикрепляется наставник, водитель высшей категории. То есть стажеры находятся под наблюдением, отслеживается его умение следовать расписанию без повышения скоростного режима и без создания помех участникам дорожного движения.

«У нас есть скорее жалобы, что водитель при совершении маневра не включил поворотник»

Помимо этого, у нас есть отдел безопасности дорожного движения. Его сотрудники регулярно проводят инструктажи по движению автобусов на дорогах, тренинги по антитеррористической безопасности, по доврачебному оказанию первой медицинской помощи, правильным действиям при внештатных ситуациях на маршруте. Ничто так не закрепляет навыки, как регулярная тренировка, — они должны быть доведены до автоматизма, выведены на уровень инстинкта, только тогда мы можем быть уверены, что работник не растеряется в нестандартной ситуации.

В «Рико» есть специальный класс, где водители подтягивают свои знания правил дорожного движения. Там же проводят регулярные профилактические беседы с сотрудниками ГИБДД
Источник:

Также в отделе БДД проводят разбор всех аварийных ситуаций, а тем более повлекших ДТП, разбор маршрутов и особенностей движения по ним. В случае изменения схемы движения, дорожных знаков, изменения приоритетности на перекрестках, изменения схемы работы перекрестков — любая информация оперативно доводится до водителей.

— Не секрет, что в общественном транспорте часто происходят конфликтные ситуации. До начала транспортной реформы их было немало, но и с приходом «Рико» проблема не ушла. Как компания реагирует на подобные случаи, проводится ли какая-то работа с персоналом? Какие санкции могут применяться к сотрудникам в случае нарушения норм того же этикета?

— Мы неустанно повторяем, что пассажир всегда прав. Но с людьми в принципе сложно работать. И избежать подобных ситуаций не всегда удается из-за человеческого фактора. Бывает, что при каких-то стрессовых ситуациях, жизненных проблемах человеку свойственно повышать голос, вступать в конфликтную ситуацию, высказываться какими-то неприятными словами. Мы с каждым из наших работников индивидуально работаем, знаем о его каких-то жизненных сложностях, проблемах, пытаемся помочь.

С подобной категорией граждан проводятся инструктажи, им объясняют, что подобное поведение категорически недопустимо. Мы также отдельно акцентируем внимание на помощь при посадке-высадке маломобильным гражданам со стороны как водителя, так и кондуктора, вежливое отношение к женщинам с колясками, пожилым людям, к детям в автобусах, кроме всего прочего, ребенку нужно объяснить, куда автобус едет, где ему лучше выйти.

Работникам транспорта приходится постоянно взаимодействовать с большим количеством людей
Источник:

Каждая ситуация досконально изучается. «За просто так» никто никого не наказывает, но и безнаказанными нарушения мы не оставляем. По результатам проверки руководство принимает решение о степени виновности сотрудника и мерах дисциплинарного взыскания. Кроме того, зарплата и водителей, и кондукторов состоит из постоянной и премиальной частей. И в случае выявления доказанных дисциплинарных проступков и нарушений, работнику будет существенно или даже полностью снижена премия.

В компании даже есть «доска позора» с именами провинившихся сотрудников. Рядом с ней висит стенд с «отличниками», для мотивации
Источник:

Если меры подобного дисциплинарного воздействия не срабатывают, мы увольняем таких сотрудников. Мы уже уволили многих людей, которые не соответствовали нашим требованиям, вели себя по-хамски с нашими пассажирами, создавая негативный фон.

«Но и пассажиры очень часто в последнее время ведут себя агрессивно и откровенно провоцируют наших сотрудников»

Кроме того, в салонах автобусов размещены видеокамеры и ведется запись. Это позволяет всегда оценить реальную картину происходящего и найти виновного. Будь то кражи, оставленные ценные вещи, конфликты между экипажем и пассажирами. Кстати, благодаря видеокамерам в салонах новых автобусов повысилась и общая безопасность в городе. Мы всегда предоставляем по запросу от правоохранительных органов необходимую информацию.

— Планируется ли расширить автопарк в ближайшем будущем? Если да, то на каких маршрутах могут увеличить число автобусов?

— Заказчиком является департамент транспорта администрации Архангельска. Мы являемся исполнителями по контракту, перевозчиками. Расписание, маршруты, частота движения и количество автобусов — это всё определяет заказчик. Однако мы работаем с обращениями пассажиров, собираем и анализируем статистику по пассажиропотоку, загруженности, и совместно прорабатываем варианты изменения расписания. За прошедший год расписание менялось под потребность города более 27 раз.

За количество автобусов в городе отвечают власти
Источник:

И если на каких-то маршрутах отслеживалась необходимость дополнительного введения еще одной транспортной единицы для учащения количества рейсов, мы этот вопрос тоже, естественно, прорабатывали, вводили на маршрут примерно от двух до трех единиц.

— После введения санкций старые перевозчики отмечали проблему с поставкой импортных комплектующих, в том числе для ремонта тех же пазиков. Известно, что автобусы «Рико» производят на заводах в Белоруссии и Татарстане. Сталкивались ли вы с задержкой производства либо поставок и удалось ли наладить этот процесс сейчас?

— Процесс производства автобусов, конечно же, на данном этапе в нашей стране не так легок, каким он был до начала СВО. В связи со многими известными нам недружественными действиями со стороны наших бывших партнеров, агрессивной санкционной политикой, естественно, бывают задержки по поставкам у производителей тех или иных запчастей. Это изменение каналов поставки, изменение самих поставщиков у производителя.

«Если это раньше, допустим, были какие-то немецкие запчасти или американские, сейчас это уже Китай»

В начале нашей деятельности в Архангельске у нас оттянулся процесс поставок, это официально известно. И сейчас мы заранее формируем заявки по поставкам запчастей, очень чутко отслеживаем, что может нам понадобиться, чтобы это было в наличии, чтобы этого не нужно было ждать долго и не получилось так, что мы не сможем допустить на линию нашу технику и тем самым подведем город. Поэтому даже в самые холодные дни транспортная работа у нас была выполнена на 100%. Не было такого, чтобы автобус сломался и куда-то не пришел. И даже если происходят какие-то сходы с линии, сразу же оперативно через диспетчеров выезжает резервное транспортное средство.

Политическая ситуация повлияла и на «автобусный» бизнес. Заводам пришлось найти новых поставщиков
Источник:

— Какой порядок рассмотрения жалоб пассажиров? С чем чаще всего к вам обращаются люди и как вы решаете эти вопросы?

— В компании есть претензионный отдел, который на постоянной основе работает с обращениями граждан. Там задействованы все каналы связи: телефон, соцсети, СМИ, в том числе 29.RU, где мы читаем всю информацию о работе нашей компании, проверяем и реагируем соответственно. Проверяют и отрабатывают каждое обращение. Все жалобы и предложения находятся на моем личном контроле.

Сотрудники претензионного отдела, как говорит их начальник, реагируют на все жалобы
Источник:

Для того чтобы получить ответ по своей проблеме, пассажирам нужно сообщить дату события, маршрут, остановку или улицу, в районе которой произошла ситуация, требующая разбора. Но зачастую приходит эмоциональная непонятная информация — где-то, что-то, когда-то, никакой конкретики, позволяющей изучить обстоятельства дела и разобраться.

Бывает, в том или ином паблике пишут, что из нашего автобуса высадили ребенка. В самом начале нашей деятельности было пару таких случаев, что крайне недопустимо, это запрещено законодательством, и даже не по-человечески просто. Мы не то что запрещаем, за это мы сразу увольняем кондукторов.

К детям в общественном транспорте — особое внимание
Источник:

Есть случаи, когда пассажиры жалуются, к примеру, на рывки автобусов, дергания и так далее. К сожалению, такая проблема нами тоже отмечается на некоторых наших транспортных средствах. Это всё связано с технической особенностью автобусов. Мы получили абсолютно новые автобусы, но есть проблемы с коробками передач. И при переключении передач происходят такие рывки. Сейчас ожидается поступление от наших партнеров новых коробок. То есть с этой проблемой мы в ближайшее время справимся.

— С 26 декабря стоимость проезда составит 40 рублей. Власти города объяснили, что индексация вызвана инфляцией и что после изменения тарифа перевозчик продолжит работу по улучшению качества обслуживания пассажиров. Можете прокомментировать более подробно, как новый тариф повлияет на работу вашего предприятия?

— Мы здесь велосипед не изобретали и Америку не открывали. Тарифы на пассажирские перевозки индексируются постоянно. Стоимость проезда в Архангельске повышалась и в предыдущие годы, практически каждый год, но при этом автобусы были старые, часто ломались, были жалобы, зарплаты были ниже, чем сейчас у нас в компании. Мы знаем это достоверно, от самих работников и горожан.

Вот как дорожал проезд в автобусах за последние 15 лет
Источник:

Тарифы на пассажирские перевозки определяет Агентство по тарифам и ценам Архангельской области. Мы работаем по утвержденному тарифу. Инфляционные процессы влияют абсолютно на все отрасли экономики, естественно, мы ощущаем значительный рост на запчасти, комплектующие, технические жидкости и масла. Это то, без чего ни один автобус работать не сможет.

«Тариф изменили не ради "Рико", он устанавливается и действует для всех перевозчиков, работающих на муниципальных маршрутах»

Коллектив и руководство компании будет и дальше совершенствовать пассажирские автобусные перевозки, повышать качество транспортной работы на благо жителей Архангельска и Архангельской области.

29.RU регулярно пишет про общественный транспорт в Архангельске. Мы следим за всеми изменениями в этой сфере и оперативно сообщаем о них нашим читателям. Всё самое актуальное про автобусные перевозки читайте в нашем сюжете.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
126
ТОП 5
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Алиса Князева
Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU
Мнение
«Иногда приносишь боль домой»: архангелогородка рассказала, как это — быть детским онкологом
Анастасия Боровая
Детский онколог
Мнение
«Большая головная боль»: Цыбульский высказался о состоянии коммунальных сетей Архангельска
Александр Цыбульский
губернатор Архангельской области
Рекомендуем
Объявления