В конце марта журналистка SOTA Дарья Порядина покинула Россию со своим парнем после обысков по делу штабов Навального*. Девушке оставалось доучиться два месяца до окончания российского вуза, но сделать это дистанционно ей не дали: Дарью отчислили и лишили красного диплома. Несколько месяцев архангелогородка жила в Грузии, а затем перебралась в Литву, где заново поступила в университет. Она рассказала 29.RU, как переживала отчисление из САФУ, чем отличаются жизнь и учеба в литовском Вильнюсе и есть ли у местных жителей неприязнь к русским на фоне политических событий.
Дарья Порядина входит в редколлегию общественно-политического издания SOTA. До начала карьеры в СМИ Дарья участвовала в митингах против строительства мусорного полигона на Шиесе и выходила с одиночным пикетами. Девушка также известна как активистка Фонда содействия развитию городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца**». Уже будучи журналистом, Дарья в том числе освещала акции протеста и писала о местных активистах, на которых заводили административные / уголовные дела.
«Все деньги забрали»: про обыск и первые дни после эмиграции
23 марта в квартире Дарьи, где она проживала вместе с журналистом и экс-координатором штаба Навального* в Архангельске Александром Песковым, прошел обыск по делу об участии в экстремистском сообществе. У них изъяли технику, пресс-карты и наличные. Затем архангелогородцев увезли на допрос в Следственный комитет, они провели там больше 12 часов.
Спустя два дня парня девушки задержали. На него завели уголовное дело об оскорблении не представившегося силовика, который проводил у них обыск. После этого журналисты собрали вещи за одну ночь и улетели в Грузию без каких-либо сбережений — освоиться в новой стране им помогли коллеги и правозащитники.
— Все деньги забрали во время обыска, и техники было где-то на 180–190 тысяч, — вспоминает Дарья. — Но нам редакция помогла: оплатила билеты. Как приехали, мы остановились в шелтере. Его организовала наша знакомая правозащитница для ребят, которые бегут из России из-за уголовных дел, или кто-то из-за ***** [спецоперации]. Это большой дом, где живут разные абсолютно люди. Там, в основном, русские, и несколько ребят было из Украины. Это жилье было бесплатным для нас, мы месяц жили в этом шелтере. Безусловно, было классно и весело, каждый вечер какие-то задушевные разговоры,
«Но мы понимали, что сейчас много таких людей едет, как мы, и многим нужна помощь, поэтому мы нашли квартиру и съехали туда»
Россияне, уехавшие в Грузию минувшей осенью, столкнулись с резким скачком цен на недвижку. Дарья и Александр снимали жилье весной и летом за 400 долларов в месяц. Как говорит наша собеседница, на тот момент это была адекватная стоимость.
— В Грузии тогда еще были не супервысокие цены. Это была достаточно большая квартира, по местоположению — прям в центре Тбилиси, у нас всегда могли остановиться друзья, которые приезжали сюда в отпуск.
Дарья отмечает, что Грузия — замечательная страна для путешествий, а вот жить там постоянно она бы не смогла.
— Для меня, например, климат в Тбилиси конкретно очень сухой и очень жаркий. Но Грузия — это прекрасная страна именно в плане колорита, отношения людей друг к другу. Для туризма это прекрасное место. И вот этот опыт жизни в Грузии на протяжении пяти месяцев, он, безусловно, интересный.
Как северянку отчислили перед дипломом: вся история
На момент обысков и последующей эмиграции в Грузию Дарья Порядина училась на выпускном курсе САФУ им. М. В. Ломоносова. От красного диплома — за все четыре года учебы студентка получила только две четверки — ее отделяли один экзамен, практика и защита. Окончить журфак было мечтой архангелогородки еще со школьных времен, но доучиться два месяца дистанционно руководство вуза, по ее словам, не позволило из-за давления силовых структур. Об этом Дарья сообщила публично.
— Когда мы уехали, силовики начали давить на мой вуз и требовать отчислить меня за то, что я «пропала». <...> В университете нам часто говорят о равноправии. Но у некоторых студентов — тех, кто молчит и улыбается, права «равнее». Им разрешают учиться дистанционно. У тех, кто выбрал профессию с первых курсов и не боится говорить правду, такого права, оказывается, нет, — написала тогда студентка в своем открытом обращении к ректору САФУ Елене Кудряшовой, отделению Союза журналистов в Архангельске и правозащитникам.
В Сети даже запустили сбор подписей в поддержку Дарьи: к руководству САФУ обратились другие студенты, а также преподаватели и коллеги Порядиной. Но это не помогло — незадолго до начала экзамена ей отказали в его дистанционной сдаче, а после — и в предоставлении академического отпуска. Журналистку отчислили из университета «как недопущенную к ГИА».
— В этой ситуации было обидно абсолютно всё, — делится северянка. — Я не понимала, как на решение университета могут влиять структуры, вообще с ним не связанные. Ты четыре года стараешься, получаешь хорошие оценки, не пропускаешь занятия, идешь на красный диплом, у тебя хорошие отношения с преподавателями, хорошее отношение к самому вузу, я действительно прилагала много усилий для того, чтобы его окончить.
«Но потом тебя просто выкидывают, как какой-то ненужный и неправильный элемент из университета, с которым ты прошел достаточно долгий совместный путь»
И вот это ощущение беспомощности, что ты вроде бы как делаешь всё что возможно: пишешь различные заявления, договариваешься с преподавателями, готовишься к экзамену... Тебе остался один шаг, но какие-то факторы сверху всё это обламывают, и ты падаешь обратно на тот уровень, где был в самом начале. Это, конечно, очень сильно угнетает. Я понимала, что искусственно они создадут всё что угодно и не дадут мне ни сдать экзамен, ни защитить диплом. Но с моей стороны было бы, наверное, неправильно просто смириться, сложить лапки. И мне было очень приятно, что мои знакомые мне помогали всячески, пытались как-то добиться справедливости.
Позиция САФУ
Как пояснили тогда 29.RU в пресс-службе САФУ, руководство вуза действовало по закону и у Дарьи Порядиной не было уважительных причин, чтобы доучиться дистанционно. В университете также добавили, что на последнем курсе студентам не могут дать академический отпуск, если у них имеется задолженность. У студентки был единственный выход получить диплом в этом году — вернуться в Архангельск и сдать экзамен очно.
— Дарья в свое время уехала по непонятным для университета причинам, не предоставив никаких документов, что причина отъезда важная, есть угроза или что-то еще. У нас нет правовых оснований ни каким-то образом ее поддержать, ни сессию перенести. То же самое с заявлением на академический отпуск. Заявление поступило, но удовлетворить его не можем. Есть четкое требование, прописанное нашим учредителем, Министерством науки и высшего образования. Поскольку Дарья не сдавала экзамены, есть академическая задолженность, ей отказали.
«Университет вне политики. Мы оцениваем исключительно академическую успеваемость»
В чем разница европейского и российского образования
Преподаватели и знакомые Дарьи Порядиной посоветовали ей попробовать окончить высшее образование за границей. Она считала, что шансов мало, — Россия как раз отказалась от Болонской системы. Но девушка всё же попытала удачу и подала документы в Европейский гуманитарный университет, что находится в Вильнюсе, столице Литвы. Ее приняли.
— Для меня решающим фактором было то, что там многие курсы преподаются на русском языке. То есть то, о чем кричат все вокруг, что в странах Балтии запрещают русский, ненавидят русских и никакого русского там нет, типа тебя закидают камнями, если ты будешь говорить на русском в Литве. Нет, это не так, и в центре Вильнюса есть университет, в котором все говорят по-русски.
Европейский государственный университет — международный частный вуз для студентов из стран Восточной Европы с либеральной моделью образования. Он был основан в Минске в 1992 году, после закрытия белорусскими властями в 2004 году ЕГУ продолжил свою работу в Вильнюсе.
В ЕГУ Дарья Порядина учится вместе с другими эмигрантами из России, Белоруссии и Украины. Девушку зачислили на третий курс, на программу «Медиа и коммуникация». При поступлении ей зачли все курсы, пройденные в САФУ.
— Мне казалось, что после всего, что произошло, САФУ будет как-то препятствовать мне в выдаче документов и справок. Но сотрудники, которые выдают документы, были очень вежливые, добры ко мне, и выдали всё, что нужно, — вспоминает она.
Дарья учится платно, но после первого семестра она может выиграть грант на 50%-ную или 100%-ную оплату обучения. Студентка уже заплатила 1550 евро — это около 100 тысяч рублей.
— Это за семестр, — уточняет девушка. — В САФУ я училась бесплатно, но мои одногруппники платили 160–180 тысяч в год. Если разделить на семестр, то это примерно то на то и выходит, я бы не сказала, что большая разница.
Наша собеседница также отмечает, что модели образования в ЕГУ и архангельском вузе различаются. Например, в Вильнюсе всех преподавателей студенты называют по имени, а предметы оцениваются по 10-балльной шкале. А еще, по словам Дарьи, здесь проводится больше практических занятий.
— В университет мы ходим два-три раза в неделю на лекции и семинары, уделяется очень много времени самостоятельной работе. И нет такого, что подготовка к семинару — это когда ты берешь тему доклада, ищешь в интернете какие-то тезисы, выходишь, по бумажке читаешь и садишься. Здесь это вообще не так работает, нацеленность именно на практическую подготовку.
«Я не говорю, что у меня было плохое образование, но разница, безусловно, есть — здесь более эффективная модель взаимодействия со студентами»
Я вижу огромную разницу и в материальном оснащении, — продолжает девушка. — В САФУ у нас было две видеокамеры на весь журфак и на всех студентов вообще, и то они появились, когда мы уже на третьем курсе учились. Здесь у нас полноценный медиахаб, есть куча различной техники, которую ты можешь взять для своего проекта.
«Всё очень похоже на Россию»
Дарья Порядина живет с любимым в Вильнюсе уже четвертый месяц. Она признается, что здесь ей более комфортно и привычно, чем в Грузии. В Литве девушка чувствует себя почти как дома, в России, из-за сходства между странами.
— Мне здесь очень нравится, какая-то вот эта близость именно к привычному для меня образу жизни. Здесь более близкая культура к нам, примерно тот же климат: потеплее, чем в Архангельске, но уже лежит снег. В основном всё очень похоже на Россию, и даже микрорайоны — они напоминают какие-то российские города. Всё-таки десятки лет совместной истории с Россией, когда Литва была частью Советского Союза, безусловно, оказали на нее влияние, — говорит девушка.
Цены в Литве
В Вильнюсе пара снимает квартиру за 600 евро, плюс коммунальные платежи. Дарья Порядина считает, что стоимость аренды жилья здесь сопоставима с московскими и питерскими ценами. Она также не видит разницы в ценниках на витринах продуктовых магазинов.
— Если смотреть на продукты, то всё примерно столько же стоит. Какие-то позиции дороже, какие-то даже дешевле. Продукты, которые в России казались премиальными, здесь они стоят обычно. Например, какой-нибудь сыр бри по стоимости сопоставим с любыми другими сырами.
«Ты можешь выбрать что-то попроще и что-то поинтереснее: сильной разницы по деньгам не будет»
Как добавила наша собеседница, в Вильнюсе нет круглосуточных магазинов, они могут работать максимум до 22:00, а по выходным алкоголь продается только до 15:00. Поэтому местные жители планируют выход за покупками заранее. К этому Дарья привыкла быстро.
За проезд на общественном транспорте благодаря международному студенческому северянка платит 6 евро в месяц и может ездить на нем сколько угодно. Она также отмечает, что кондукторов в автобусах здесь нет.
— В общественном транспорте абсолютно всё на доверии. Есть контролеры, которые могут тебе попасться, а могут не попасться. То есть на твоей совести, приложишь ты карточку к валидатору или нет, но все прикладывают, — говорит Дарья Порядина.
А вот цены на сферу услуг в Литве, по словам журналистки, существенно выше, чем в России.
— Маникюр, стрижки, изготовление каких-то вещей на заказ, интернет, вот эти услуги стоят значительно дороже. Например, маникюр если в Архангельске еще 1200–1500 рублей, то здесь около 45 евро — это где-то 3000 с лишним. Стрижка тоже в парикмахерской: можно 1000 обойтись без покраски в Архангельске, здесь будет стоить, наверное, 2000.
Явным плюсом жизни в Европе Дарья Порядина видит возможность выгодно путешествовать по соседним странам. До начала учебного года она побыла во Франции, в Бельгии, Польше и Германии.
— Если из Архангельска поехать куда-то за границу всегда очень дорого, надо на это копить деньги, планировать отпуск и так далее, здесь достаточно дешевые авиаперелеты: ты можешь купить билет на самолет за 20 евро, меньше 2000 рублей, и оказаться в Берлине, в Риме или еще где-то, или там купить билет на автобус за те же 20 евро и за ночь оказаться в Варшаве.
Как литовцы относятся к русским
С враждебным отношением из-за национальности Дарья Порядина не столкнулась. Она говорит, что у литовцев нет неприязни к русским.
— Литва очень много финансовой поддержки оказывает Украине, отправляет гуманитарную помощь. Тем не менее здесь нормально относятся и к русским. Люди абсолютно доброжелательные.
«У меня ни разу не было такого, что я где-то попросила говорить по-русски и мне прямо сказали: "Нет, я ненавижу русских, уматывайте обратно"»
Несмотря на все плюсы жизни в Литве, Дарья Порядина скучает по России и надеется, что сможет вернуться домой. Но в ближайшем будущем, как она говорит, это маловероятно.
— Я очень скучаю по природе нашей, по закатам архангельским. И я очень люблю Архангельск, очень люблю Россию. Для меня это родное место, но тем не менее сейчас я не вижу для себя возможности вернуться туда, к сожалению. И моя самая большая мечта, чтобы Россия сама не пыталась своих же граждан отделить и в России стало комфортно жить всем со всеми взглядами. Надеюсь, что когда-нибудь ситуация изменится, я очень этого жду.
Журналистка не скрывает, что ей было морально тяжело после всего пережитого: обыски, спонтанный переезд, отчисление из вуза и адаптация. Спустя время Дарья Порядина научилась жить в новой для нее реальности.
— У тебя волнами меняется твое состояние. Были и слезы, и радость, и истерики, и, наоборот, какая-то одухотворенность, что всё у нас получилось, мы уехали, и мы в безопасности, потому что последние месяцы мне было очень тревожно дома, постоянный стресс, я плохо спала, у меня было предчувствие, что может что-то произойти. Но со временем благодаря друзьям, поддержке родственников ты пытаешься жить в новых обстоятельствах и пытаешься как-то привыкать к тому, что есть, и работать с тем, что есть. Ты уже не можешь вернуть всё обратно и принять какое-то другое решение.
*Штабы Навального признаны экстремистскими и запрещены в России.
**Максим Кац признан Минюстом РФ физлицом-иноагентом
Ранее мы рассказывали историю влюбленных из Архангельска, которые эмигрировали в Грузию. Перед этим они прошли через жесткое испытание на границе, в итоге парень смог покинуть Россию только с пятого раза. Почитайте также про опыт стоматолога из Архангельска, который бросил работу и улетел с семьей в Казахстан после объявления частичной мобилизации.
Обо всём срочном и важном мы рассказываем в наших социальных сетях. Вы также можете пообщаться с нашими журналистами в нашем канале в Telegram.