В Архангельской области посещать массовые, досуговые, развлекательные и иные мероприятия можно только при наличии QR-кода. В список учреждений, в которые можно войти только с документами, подтверждающими личность, и кодом, вошли и парикмахерские, и салоны красоты. Мы прошлись по парикмахерским в центре Архангельска и поговорили с их работниками о проверках Роспотребнадзора, реакции людей на новые правила и финансовые трудности.
Два месяца не получала зарплату
В первой парикмахерской, куда мы заглянули, пообщаться с нами согласилась сотрудница Светлана.
— Конечно, посещение упало, меньше стало ходить людей-то, — говорит Светлана. — Потому что не у всех есть документы: кто-то вакцинировался, кто-то — нет. Пока звонков нет, ожидаем. Поскольку смена, выходить-то мы выходим. Вдруг кто-то подойдет. Если свои клиенты, то заранее записываются. А с улицы, конечно, маловато стало ходить.
«Стрижем в масках обязательно. Это неудобно»
Мастера просят клиентов немножко приспустить маску, «чтобы на височной части дискомфорта не испытывать». На все эти меры горожане реагируют по-разному. Кто вакцинировался, особо нет возмущений.
Наш разговор прервал звонок.
— Здравствуйте, парикмахерская. Вы хотели бы сегодня? У вас есть QR-код или что-то подтверждающее? Хорошо, приходите на 13 часов, — отвечает Светлана, а потом объясняет нам: — Клиенты звонят, просят записать, узнают, работаем ли мы. Вот, спрашиваем про документы сразу.
Мы спросили у Светланы, может ли она оценить, насколько поток клиентов на этих выходных снизился по сравнению с предыдущими:
— Мы работаем по сменам. Я в те выходные не работала, а так процентность меньше, да. 30-го по количеству людей где-то человек до десяти было.
В прошлом году Светлана работала в другом салоне и там два месяца не получала зарплату:
— В апреле закрылись все парикмахерские и салоны. А через 1,5–2 месяца парикмахерским, у которых отдельный вход, или кто не привязан к салонам, у тех было разрешение на открытие, а в салонах также было закрыто всё. Поэтому претерпели все убытки очень много. Арендодатели не все шли навстречу. Владельцы салонов писали заявления, чтобы аренду снизили, потому что, если клиентов нет, из чего платить? Но не все шли навстречу. Кто-то понимал ситуацию, а кто-то нет.
Интересуемся, заглядывал ли сюда Роспотребнадзор. Светлана говорит, что вроде кто-то приходил, но бояться им нечего — тут соблюдают санитарно-гигиенические правила. Антисептики, по словам Светланы, закупает владелец парикмахерской, маски у каждого мастера свои.
С прибылью проблемы, а цены не изменились
Клиентов заметно меньше, казалось бы, это повод подкрутить прайс-лист, однако цены на процедуры за время пандемии в этой парикмахерской не изменились. Спрашиваем у Светланы, какие меры поддержки помогли салону, она рассказывает, как сама видит картину:
— По законодательству сейчас поддержку оказывают тем, кто у кого по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. — Прим. ред.) попадает в такой перечень. Парикмахерские тоже входят, но надо смотреть, какая ситуация. Если предприниматели или юридическое лицо платят налоги, то, соответственно, им будут компенсацию выделять, а кто нет, тогда нет никаких денег.
«Знаете, многие парикмахерские в том году закрылись, и они не открылись до сих пор, потому что люди, кто там работал, они ждать не стали»
Они, как говорит Светлана, при появившейся возможности пристроились в какие-то другие места. Кажется, что парикмахерских много, но и закрылось их немало. Причем некоторые ее коллеги кардинально меняют жизнь. Уходят в другие профессии. Кормить семью надо, берутся за то, что попадется, — без денег-то как?
«Всех пугали, что заболеете, и смертность большая была»
Потом мы посетили точку из сети парикмахерских в центре города. Здесь все парикмахеры были заняты работой, но одна из девушек — Анастасия — согласилась с нами пообщаться в процессе стрижки.
— Клиентская база незначительно, но уменьшилась. Живой очереди у нас после локдауна нет. Запрещено было тут сидеть в ожидании, и у нас осталась работа только по записи.
Вне зависимости от проводимой процедуры клиента просят снять маску полностью. Ожидающие посетители же обязаны сидеть в масках.
— Люди по-разному реагируют. Некоторые нормально, а некоторые начинают ругаться. Больше недовольных.
Спрашиваем Анастасию, как в прошлом году они пережили приостановку работы.
— Мы две недели дома сидели, а потом вышли, и народ-то всё равно побежал. Но опять же надо было быть в масках постоянно и клиентам, и нам. Очень много недовольных клиентов было.
Парикмахерам, которые работали официально, во время локдауна зарплату выплачивали.
— Вы как реагировали на то, что пришлось не работать?
— Ну, не рады были. (Смеётся.) Всех еще пугали, что заболеете, и смертность большая была. Многие переживали: «Лучше дома посижу, чем буду работать и заболею».
В эту точку Роспотребнадзор пока не приходил, зато в прошлом году проверяли другую парикмахерскую из сети на наличие дезинфектора для рук и ношение масок.
— Как изменилась ваша ценовая политика? Какие-то процедуры подорожали или стали дешевле?
— Сейчас прежние, а когда мы вышли с карантина, мы поднимали цены месяца на два. У нас была сначала стрижка 250 рублей, потом мы сделали 450, потом снова была по 250. А потом 1 февраля мы сделали стрижку всем по 300 рублей.
Маски и антисептики закупает владелец сети. Когда пандемия только начиналась, это всё дорого очень стоило. Особенно маски, они были просто в дефиците, и многие продавцы завышали цену. Дорогими были и антисептики, и перчатки, в которых надо было работать.
— Не знаю, сколько это еще продлится. Я думаю, что, может быть, до Нового года. Думаю, что в следующем году будет уже спокойней. Но это лично мое мнение, — говорит Анастасия.
«Без QR-кода просто не приходят»
В следующем салоне красоты нас встретила его руководитель и по совместительству мастер Мария. Здесь, как и в предыдущих местах, введение QR-кодов сказалось — «клиентский поток стал ниже». Кто-то из клиентов тут одобряет все строгие антиковидные меры. Другие устали, но возмущаться, видимо, ни у кого нет сил. Ценовая политика салона не изменилась, несмотря на новые траты на средства защиты:
— Как минимум в пять раз выросло по стоимости всё! Если учитывать время до пандемии и сейчас, последние два года. Расходники выросли все.
— Как считаете, долго еще так будем жить?
— Я думаю, что это скоро не закончится.
Еще в одной парикмахерской в центре города нас встретила ее владелица.
«Идиотская ситуация для всех. Упала выручка в два раза. За весь месяц»
Она говорит, про коды сегодня знают через СМИ и интернет все, и те, у кого документа нет, просто не приходят. Обрастают волосами и бородами.
— Как в прошлом году пережили приостановку работы?
— За свой счет и пережили.
После локдауна цены в салоне на каждую процедуру поднялись на 100 рублей. Анастасия сетует, что «нужно еще поднимать».
— Как с арендой дела обстояли в прошлом году?
— Никто не снимает аренду ни у кого. Сняли аренду только в «Титан Арене», по-моему. И всё. Все остальные как платили, так и платили. Полностью.
В этом салоне мастера закупают маски и антисептики сами — к этому еще удалось адаптироваться. А вот отмены QR-кодов тут с надеждой ждут, как и в остальных парикмахерских.
Что еще нужно знать про QR-коды: