Жители Архангельска то и дело сталкиваются с тем, что в их доме из-за аварий и ремонтов могут от нескольких дней до даже нескольких недель отсутствовать коммунальные услуги. Редакция 29.RU получает немало таких жалоб от горожан, просьб разобраться в каждой конкретной ситуации. Зачастую архангелогородцы обращаются к нам, когда уже сделали все заявки — в управляющую компанию, в ресурсоснабжающие организации, но по разным причинам на их проблемы могут не отреагировать быстро.
Меж тем в конце месяца приходит аккуратный квиток с суммами за услуги ЖКХ, которых по факту порой не было. Юрист из Архангельска рассказал, когда именно можно не оплачивать коммуналку.
— В законодательстве присутствует статья о необходимости внесения платы за коммунальные услуги. Однако в ряде случаев горожане могут законно их не оплачивать. Первое — это когда услуги некачественные. Исполнитель работ может получить претензию в случае, если итоговый результат отличается от заявленного ранее. Перерасчет будет произведен в следующих случаях: не проводится уборка подъездов, не работает лифт, мусор вывозится с большими временными задержками, в подвале есть протечки, во дворе все дорожки остаются грязными, — перечислил Денис Ружников основные моменты.
Денис Ружников — юрист коллегии адвокатов «Кожевников, Дерен и партнеры». Стаж юридической деятельности — более 5 лет, занимается в том числе защитой прав потребителей.
Он также отметил, что есть такие услуги (например, работа консьержа или охрана территории вокруг здания), от которых горожане в своем доме могут отказаться, сэкономив средства. Эти услуги не относятся к обязательным, поэтому требует заключения специального договора, что жители вправе не делать, если не хочется.
— Разумеется, далеко не от всех услуг можно отказаться. Определенный список устанавливается сотрудниками управляющих компаний и полностью соответствуют современным законам о ЖКХ, — добавил юрист.
Есть несколько советов и о том, как правильно пожаловаться на работу управляющих компаний: на что обратить внимание при составлении заявления и куда его можно подать.
— Если заявление планируется писать на управляющую компанию, то она отвечает за содержание общего имущества: подъезды, двор, инженерные коммуникации, если жалоба на перебои в подаче электроэнергии, то пишется она гарантирующему поставщику. Однако на них обычно обращают мало внимания, и остаются без достаточных аргументов для жалоб. Основной орган, ответственный за рассмотрение жалоб, — Государственная жилищная инспекция, или ГЖИ. Частично рассмотрением жалоб на услуги электроснабжения занимается Ростехнадзор. Прокуратура принимает все жалобы, но в прокуратуру имеет смысл жаловаться, если другие инстанции не приняли надлежащих мер, — рассказал Денис Ружников.
Помните про еще один нюанс: на отношения граждан с коммунальными службами распространяется действие законодательства о защите прав потребителей. Поэтому, как отметил юрист, перед обращением во все инстанции нужно будет подать претензию непосредственно самому исполнителю работ или организации, которая предоставила услуги, качеством которых вы недовольны. Жалобу может подать как один, так и несколько человек. Наш эксперт отметил, что коллективная жалоба обычно эффективнее: чем больше человек подадут бумаги, тем лучше.
29.RU продолжает рассказывать о правах покупателей вместе с юристом в специальном сюжете «Книга жалоб». Ранее мы уже публиковали информацию о том, можно ли вернуть в магазин подарочный сертификат, а еще выяснили, что делать, если на кассе вам пробили товар не по той стоимости, что была указана в торговом зале, как правильно должны оформлять ценники и что нужно знать, чтобы безопасно покупать продукты на рынках.