На итоговой пресс-конференции глава Северодвинска ответил, как город готовится к транспортной реформе, которую до этого ощутил на себе Архангельск. Игорь Арсентьев заявил, что негативный опыт столицы Поморья учтен, однако контракт с «Рико» — необходимость, и вот почему.
Планы: «Хотя бы отсутствие негатива со стороны населения»
Перевозчик «Рико» должен приступить к работе в Северодвинске 1 июля 2024 года. Глава города сказал, что заключение договора с московской компанией, которая ранее заняла абсолютное большинство архангельских маршрутов, — это необходимость, вызванная «отсутствием приемлемых альтернатив».
ООО «Транспортная компания "Рико"» входит в группу компаний, которая обеспечивает пассажирские перевозки в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Уфе, Перми и Самаре. С июля 2022 года она принадлежит Роберту Давидяну. Гендиректор «Рико» — Валерий Старшинов. Чистая прибыль компании в 2021 году — 21,2 миллиона рублей, выручка — 279 миллионов рублей. На конец 2022 года выручка составила 5,9 миллиона рублей, чистый убыток — 8,6 миллиона. В последний раз фирма участвовала в госзакупках в 2015 году в Москве. Как пишет издание Tvr24.tv, в декабре 2021 года водители «Рико», обслуживающей три маршрута в Сергиевом Посаде, не вышли на работу из-за задержек зарплаты. С 2023 года фирма работает в Архангельской области, первые контракты — в Архангельске.
— Сегодня размер субсидий для того, чтобы мы до 1 июля автобусное сообщение обеспечивали, составляет уже 77 миллионов рублей. Мы 77 миллионов рублей, которые не запланированы нигде в бюджете, вынуждены платить. Эту финансовую дыру мы закрываем только благодаря той конкурентной среде экономии, которая образовалась по итогам торгов в летнюю ремонтную кампанию, — я сегодня говорю прежде всего про содержание дорог.
Арсентьев сообщил, что запланированная реформа должна уберечь бюджет города от подобных незапланированных расходов:
— Если говорить про объем этой субсидии — чтобы вы понимали, сегодня весь объем муниципальной программы по ремонту внутриквартальных проездов — 65 миллионов рублей. А 77 миллионов мы платим перевозчику в виде компенсации выпадающих затрат. Плюс повышение тарифа на три рубля. Сегодня нам очень дорого обходится просто сам факт наличия автобусного сообщения. И я честно говорю: мы сегодня не говорим об улучшении качества, как это раньше было. Я понимаю, что люди уже устали от этих обещаний, что у нас очередная транспортная реформа, которая признана качеством лучше.
«В текущей ситуации мы не ждем от перевозчиков улучшения качества автобусного сообщения. Сегодня мы требуем, чтобы они хотя бы на линию выходили»
— Выходили с должным процентом рейсов, который обеспечивает хотя бы отсутствие негатива со стороны населения.
Игорь Арсентьев пояснил, что качество оказания услуг текущими перевозчиками несопоставимо с той суммой, которая им выплачивается:
— Ситуация, которая сложилась с автобусным сообщением в городе, таковой оставаться дальше не может. Это мое глубокое убеждение, никто в этом меня не переубедит. У нас регулярно детей из автобусов выгоняют. У нас хамят бабушкам. У нас зажимают в дверях пожилых людей. С этими проблемами ко мне обращаются каждый день.
Сейчас на маршрутах в Северодвинске работают два перевозчика: ООО «Северодвинское автотранспортное предприятие» и ООО «Северодвинский центр пассажирских автотранспортных перевозок». Директором Автотранспортного предприятия является Лариса Ткаченко. Баланс компании на конец 2022 года составлял 46,8 миллиона рублей. Выручка — 279,7 миллиона, чистая прибыль — 8,3 миллиона рублей. Директор Центра пассажирских автотранспортных перевозок — Николай Карягин. Баланс компании на конец 2022 года составлял 33,8 миллиона рублей, выручка — 117,8 миллиона, чистая прибыль — 145 тысяч рублей.
«Муниципальные предприятия не конкурентны на рынке»
Игорь Арсентьев также пояснил, почему за транспортную инфраструктуру города будет отвечать частная компания, а не муниципальное предприятие, которое власти могли бы создать:
— Почему мы идем по пути нетто-контрактов, а не брутто-контрактов, я объясню. У нас нет базовых автотранспортных предприятий. Есть хорошие примеры, которые мне приводят, связанные с организацией так называемых брутто-контрактов в Вологодской области, когда дофинансируется муниципальное предприятие в части обеспечения парка автобусов. Там, где автотранспортное предприятие сохранено в том или ином виде, это, безусловно, имеет право на жизнь. Там, где нет автотранспортного предприятия муниципального, нет производственной базы, нет людей, нет техники, создать его практически нереально.
Нетто-контракт — это договор пассажира с перевозчиком: я билет покупаю, деньги ему плачу. При брутто-контракте между пассажиром и любым перевозчиком — частным или муниципальным — существует посредник, который называется городским организатором перевозок. Брутто-контракты с перевозчиками сейчас заключают в Перми. Если до местной транспортной реформы частные перевозчики забирали себе деньги за проезд от пассажиров, а также компенсацию от городской администрации за провозимых льготников, то теперь с перевозчиками заключены брутто-контракты: вырученные средства поступают в городской бюджет, а перевозчики получают плату за выполненный объем работы. Это позволило водителям уйти от соревнований — гонок за пассажирами, что, по данным властей, снизило аварийность с участием общественного транспорта в два раза и, если коротко, улучшило качество услуг.
Арсентьев сообщил, что он уже пытался привлечь к транспортной системе государственные предприятия, но ничего из этого не вышло:
— Вы поверьте, даже на маленьких объемах мы это проходили. У меня была искренняя попытка вовлечь в сферу содержания городского хозяйства наше «Спецавтохозяйство». Хватило их ровно на полгода, чуть больше. Не в рынке сегодня наши муниципальные предприятия, они не конкурентны в этих вопросах, к большому сожалению.
«Будем учиться на ошибках Архангельска»
Арсентьев не обошел стороной и критику «Рико». Он заявил, что знает о проблемах транспортной реформы в Архангельске, и пообещал, что власти Северодвинска учтут все допущенные соседями ошибки.
— Понятно, что к перевозчику в Архангельске претензий много. И объективных, и субъективных. Но мы и начали процесс реформы заблаговременно. Мы проторговались заранее, за полгода, для того, чтобы была возможность закупить автобусы, чтобы это не было так, как это было в прошлом году в Архангельске, когда там ждали, когда эти автобусы в город придут.
Также глава Северодвинска сообщил, что иногородних водителей и кондукторов в городе не будет. На них жаловались и архангелогородцы.
— Сегодня есть желание потребовать у перевозчика, чтобы он трудоустроил наших водителей, наших кондукторов. И отвечая на вопрос о привлечении со стороны иногородних, я так аккуратно говорю, водителей и кондукторов: Северодвинск сегодня территория с регламентированными посещениями иностранных граждан. И ни нам, ни перевозчику это никак не обойти.
Вместо этого работой хотят обеспечить тех, кто сейчас занят у местных перевозчиков.
— Возить здесь будут местные водители, работать будут местные кондукторы. Нам необходимо обеспечить плавный процесс, чтобы они понимали, где будут трудоустроены. Чтобы они с одного предприятия переходили на другое. Это процесс непростой.
«Мы будем учиться на ошибках, которые прошел Архангельск»
— Архангельск первым прошел этот непростой путь, и мы будем учиться на этих ошибках. Мы будем внимательно следить за тем, как будут закупаться автобусы, как они будут поставляться в город, когда будет вводиться заправочная станция, на какой территории будет располагаться предприятие, будет ли у них мойка или не будет, как люди будут трудоустраиваться. Мы за всем этим будем следить.
«Другого пути у нас нет»
Напомним, что «Рико» займет все маршруты, которые есть в Северодвинске, кроме 13-го. Всего московский перевозчик получит 5,421 миллиарда рублей. «Рико» начнет работу 1 июля 2024 года. Контракты действуют до 30 июня 2031 года.
Ранее мы подробно рассказывали о компании «Рико», которая на данный момент обслуживает большинство автобусных маршрутов Архангельска. В нашем паблике во «ВКонтакте» мы собираем мнения наших читателей о работе перевозчика.
Многие горожане ссылаются на агрессивную езду и многочисленные ДТП с участием новых автобусов. В ГИБДД даже проводили беседу с их водителями. Ранее в автобусе «Рико» пострадала пассажирка: водитель выехал на железнодорожный переезд под закрывающийся шлагбаум. Еще одна авария с участием водителя нового автобуса произошла на подъезде к аэропорту: он наехал на пешехода и врезался в другой автобус.
На пресс-конференции были подняты и другие темы. Глава Северодвинска ответил про уборку снега в городе, когда ему посоветовали взять лопату. Также он ответил, что будет с многострадальным Домом Пикуля, который разваливается у всех на глазах. Еще у Арсентьева спросили, что он думает про потенциально опасную стройку, против которой выступают северодвинцы. Спустя год на посту главы Арсентьев рассказал, какие у него амбиции.
Обо всем важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — по каналу в Telegram.