Мы заканчиваем наш проект «Прогулки по Арктике», в рамках которого общались с людьми, побывавшими в северных широтах по своему профессиональному долгу — это и начальник лоцманского отряда, и историк, и госинспекторы нацпарка «Русская Арктика». Конечно, мы еще не раз будем возвращаться к теме Арктики — это богатая и интересная тема. А пока что вспоминаем любопытные факты, о которых рассказали наши собеседники.
- Моржи в Арктике могут атаковать лодку с туристами
- Айсберги становятся местом отдыха для зверей и птиц
- Все сотрудники «Русской Арктики» носят при себе ружья
- На арктических островах можно встретить не только цветы, но и грибы
- Туристов на островах водят по деревянным мосточкам
- Железо в Арктике очень быстро портится
- На острове Гукера до сих пор можно посетить постройки советской полярной станции
- От полярных экспедиций на архипелагах осталась еда
- На архипелагах собирают мусор, который приносит из разных стран
- Оранжевые суда из Соломбалы путешествуют летом до Чукотки
- Во время Великой Отечественной войны в Арктике тоже велись сражения
Моржи в Арктике могут атаковать лодку с туристами
Моржи, живущие на островах архипелага Земля Франца-Иосифа, — очень опасные животные, которые могут клыками проткнуть надувную лодку. При этом животных продолжают показывать туристам, не подплывая к ним очень близко.
Госинспектор парка Дарья Антуфьева рассказала нам об одном случае, когда морж все-таки нанес свой удар: это было во время круиза китайских туристов на двух лодках. Зверь оказался слишком близко и проткнул клыком одну из лодок.
— Но это было безопасно, потому что лодка состоит из не менее чем шести воздушных камер и остается на плаву, — говорит она. — Туристов пересадили на другие лодки — часть на мою, часть на остальные. Не было никакой паники, у них был восторг на лицах: «У нас морж был так близко!». Все-таки это воспоминание, которое останется у людей на всю жизнь.
Айсберги становятся местом отдыха для зверей и птиц
Иногда на огромных кусках льда, которые откалываются от ледника, отдыхают птицы, моржи и тюлени. Постоянным домом для животных айсберги не становятся, но местом для отдыха — вполне.
— Вообще животные на них не селятся, — поясняет Алексей Молоковский. — Но иногда можно увидеть, как на айсберг забрались белые медведи или тюлени. Или сидят птицы.
Арктическим работникам нужно быть постоянно начеку — в айсберге можно встретить и белых медведей. Следующее фото — тому подтверждение.
— Я забрался внутрь айсберга, мы работали недалеко от него, и сделал фотографию изнутри, — рассказывает Алексей. — Причем на фото можно увидеть следы белого медведя, он там тоже недавно проходил.
Все сотрудники «Русской Арктики» носят при себе ружья
Арктика — опасный край, здесь всегда нужно быть начеку. Поэтому все, кто приезжает сюда в командировку, имеет при себе собственное ружье, которое в случае опасности нужно применять для отпугивания от белого медведя. Дарья Антуфьева рассказала нам, как оружие пригождалось, когда зверь приходил на круглогодичную базу на Земле Александры. В тот раз медведя отпугнули выстрелами из ракетницы и светошумовыми патронами.
— Большой матерый самец, хоть и худой, — рассказывает Дарья. — Было видно, что он пришел не просто из любопытства, а был голоден. Конечно, в таких случаях можно ничего не делать — пусть ходит и смотрит. Но так нельзя, потому что он будет понимать — ему никто ничего не сделает, и он может приходить, когда захочет. Если такой голодный самец будет приходить постоянно, то, не дай бог, может случиться что-то непоправимое.
На арктических островах можно встретить не только цветы, но и грибы
Летом на арктических островах можно наткнуться на островки ярких цветов. Их не так много, но местами коричневая земля становится желтой, розовой и зеленой. Есть и грибы: естественно, там не встретишь белого гриба или подосиновика, но вот такие небольшие экземпляры растут на острове Нортбрук — они прячутся от ветра во мхах.
Туристов на островах водят по деревянным мосточкам
Помимо охраны людей от животных, у госинспекторов «Русской Арктики» есть и обратная задача — охранять флору и фауну от туристов, чтобы минимизировать антропогенное воздействие на природу. Для этого на островах создают экологические тропы.
— Они включают в себя постройку деревянных мостков или каменных, без использования пластика, только из натуральных материалов, — объяснила Дарья Антуфьева. — Многие туристы не обращают внимания на то, куда они ступают. Например, есть мхи, лишайники, водные участки. Наступишь — вроде бы ничего не произошло. Но один наступит, второй, и вот уже вытоптана дорожка. А мхи восстанавливаются очень долго — даже не десятилетиями. Бывает, приходится говорить: «Извините, можете отойти немного, пройти другим путем, по камням?»
Железо в Арктике очень быстро портится
На берегах арктических островов можно встретить технику, которая уже стала просто металлоломом. Например, советские буксиры, остатки самолетов и автомобилей.
— Этот старый буксир применялся для подвозки грузов во время разгрузки больших пароходов, — говорит Алексей Молоковский. — Он сломался, затонул и так и остался лежать, будто музейный экспонат. Климат там такой, что период разложения бумаги или фанеры короткий, а воздух, насыщенный солью, быстро уничтожает железо, оно быстрее ржавеет. Вообще, метал там гниет очень быстро.
На острове Гукера до сих пор можно посетить постройки советской полярной станции
Полярная станция в бухте Тихой действовала с 1929 по 1960 годы. Основана она была под началом полярного исследователя Отто Шмидта. Помимо бытовых помещений, полярники построили здесь лаборатории и корпуса для научных наблюдений. Они долгое время жили в этих домах целыми семьями, у них даже рождались дети. В старых постройках и сейчас можно увидеть детские вещи, например, кроватку и игрушки. В 2012 году станция стала сезонным стационаром национального парка «Русская Арктика» — его сотрудники начали восстанавливать деревянные здания и изучать вещи, которые в них находились.
От полярных экспедиций на архипелагах осталась еда
От экспедиций конца ХIХ — начала ХХ века в визит-центре «Русской Арктики» не очень много предметов. Но все они интересные: например, сохранившиеся брикеты американского сухого супа — что-то вроде бульонных кубиков начала ХХ века. Или целый ящик консервов — есть их спустя десятилетия никто не решился, на выставке остались только банки. А от немецких военных со времен Второй мировой войны даже осталась пара баночек сардин!
На архипелагах собирают мусор, который приносит из разных стран
Сотрудники «Русской Арктики» занимаются еще и тем, что собирают мусор. Морские течения приносят к далеким арктическим берегам рыболовные сети, буи, много пластиковых ящиков и контейнеров. По большей части он иностранного происхождения — это можно отследить по ярлыкам, надписям и штампам. Всё, что собрали, затем увозят на большую землю для утилизации.
Оранжевые суда из Соломбалы путешествуют летом до Чукотки
Суда с ярко-оранжевым бортом, которые зимой пришвартованы в Соломбале, летом отправляются в дальнее путешествие по Северному морскому пути: от Новой Земли до Чукотского полуострова. На них ходят по морям лоцманские отряды, занимающиеся отладкой навигационного оборудования — от буев до маяков.
— Мы занимаемся обеспечением безопасности мореплавания на трассах Севморпути, — объяснил начальник арктического лоцмейстерского отряда Архангельской гидробазы Алексей Огарёв. — Наша зона ответственности — от острова Вайгач и Новой Земли до бухты Проведения в Беринговом море. Также мы работаем на Енисее, в Обской губе, на Колыме, в Хатынге... Земля Франца-Иосифа — тоже в нашей зоне ответственности, но у нас сейчас идет установка нового маячного оборудования, а интенсивность движения на ЗФИ очень низкая, поэтому мы туда еще пока не добрались с новым оборудованием.
Во время Великой Отечественной войны в Арктике тоже велись сражения
Историк Евгений Ермолов говорит, что в Арктике до сих пор осталось много свидетельств Великой Отечественной войны. Так, например, трагическая история произошла 25 августа 1942 года на мысе Желания, где немцы обстреляли полярную станцию с подводной лодки. Советские полярники тоже не остались в долгу — они отвечали из винтовок и той пушки, которая была у них.
— А в 1943 году при следовании в залив Благополучия было потоплено советское научно-исследовательское судно «Академик Шокальский», — говорит Евгений. — У мыса Спорый Наволок оно было обстреляно немецкой подводной лодкой и затонуло от полученных пробоин. Люди вплавь в ледяной воде доплыли до льдин, пытались спрятаться от немцев. Но те стреляли по ним из пулеметов и снова загнали в ледяную воду. Выжили только 15 человек из 27 членов экипажа и пассажиров судна. Очень драматичная история. Готовый сюжет для настоящего остросюжетного фильма.