В Архангельске сегодня снова собирали мужчин с повестками. Теперь мобилизованных для военной подготовки и боевого слаживания отправляют не только в Печенгу и под Санкт-Петербург, но и в Калиниградскую область. Мы подошли к пункту сбора и пообщались с нашими земляками — кто-то из них уже совсем скоро после учебки окажется в зоне спецоперации.
«Все берцы раскупили в Архангельске»
Выглядит весьма символично, у памятника «Доблестным защитникам Советского Севера» курят мобилизованные — придется ли взять в руки оружие? Что их ждет? Мужчины приходят в пункт сбора, оставляют документы, а потом выходят на улицу курить — ждут, пока решается их судьба. Одни в такие моменты закрываются и, что вполне можно понять, не хотят общаться. Другие рассказывают, что на душе и какие ожидания.
Замечаем мужчину лет сорока, у него походный удобный костюм, сумка. Кто-то советуется с ним, что брать. Он отвечает — обувь и аптечку.
— Берцы еле нашел! В центре города взял, но только-только подошли — с тонким носком надеть.
Магазины с военными товарами, правда, переживают чуть ли не лучшие времена, сами мобилизованные и их близкие даже берут кредиты на такой милитари-шопинг. И всё это вопреки уверениям властей.
— Самому не надо брать никакую аптечку, не надо покупать никакого обмундирования, не надо покупать билеты (имеется в виду ситуация, когда мобилизованных собрали, а потом отправили домой — в районы. — Прим. ред.), — говорил Владимир Ананьев, ответственный секретарь призывной комиссии.
«Всё это будет сделано за счет государства»
— Власти говорят, всё есть. Почему покупаете? — спрашиваем мы и приводим мобилизованному речь чиновника.
— Может, и есть. А если нет? Если возьму, лишним не будет.
Наш собеседник говорит, что завтра ему снова надо подойти к пункту аж в семь утра. Впереди сложный день. Он уточняет, что служил 19 лет назад на Северном Кавказе и у него первая категория запаса, то есть не только служба в армии за плечами, но и опыт боевых действий.
«Кто, если не мы»
Мужчины приходят и приходят. На крыльце пункта дежурит полиция. Видим, как уже немолодой мужчина прогулочным шагом двигается не к ступенькам, а к нам.
— Что это здесь? Митинг? — спрашивает он.
— Нет, тут забирают в учебку, а потом на спецоперацию.
Со словом «ясно» мужчина разворачивается и быстро шагает в сторону, откуда шел.
В железнодорожных войсках служил и следующий наш собеседник, мы успели перекинуться разве что парой реплик, и он поспешил в пункт, где рассмотрели его документы. Успел бросить только:
— Если коротко, кто, если не мы?
Многие принесли с собой папки с документами, призванные по частичной мобилизации по своей инициативе могут пройти медкомиссию. Если есть проблемы со здоровьем, нужно говорить об этом в пункте сбора. Спрашиваем, есть ли справки, у мужчины средних лет.
— Справки? Нет. По здоровью вроде подхожу. Не знаю, что будет... Для сверки документов сказали подойти пока. А так семь лет назад служил в Воркуте. ВУС — стрелок.
«А че, ждать, чтоб сюда
эти
приперлись??? Нет»
Худенький мужчина курит, поглядывая на храм.
— Забирают вас или пока решается? — спрашиваем его.
Он отвечает, что как раз ждет, что нарешает военкомат, изучив его документы. Возраст — 40 лет. Служил в ВВС. Болячек нет. Детей — двое. Прикидываем вместе, что «откосить» не получится, да и не хочет наш собеседник:
— Заберут так заберут! А че ждать, чтоб сюда эти приперлись??? Нет.
Рядом ждет решения по документам молодой мужчина. Он танкист, служил в 2009 году. Учебка, как говорит, была во Владимире, а потом — служба в ракетных войсках, уже в Пермской области. Что его ждет, сказать не берется.
— В космических войсках служил, — говорит нам другой северянин, получивший повестку, — в 70 км от Москвы. В 2001–2003 гг. Мне температуру сейчас померили, сказали ждать. Военник и повестку забрали. Понимание у меня есть, куда земляки идут. Я-то сам автомат только дважды держал, сварщиком был в основном. Но если надо... Детей нет у меня, жены тоже, родители умерли.
«Мины, танки там, подрывают»
Один из мужчин у пункта — уже в военной форме. Разговорились. Оказывается, он из «Архангельского» батальона. Говорит, что временно тут, а скоро снова — на передовую. Улыбается, спокоен, но, если верить его словам, видел жуткие вещи — кого-то, кто был с ним в батальоне, уже нет в живых.
— Мины, танки там, подрывают же... — объясняет он, как умирают наши. Опытный военный говорит, что ему нужен коптер, с ним будет проще. Против них коптеры, как он говорит, используют активно.
Частичная мобилизация продолжается, до конца недели точно ожидается еще одна отправка. Значит ли это, что в Калининградской области недобор, который спустили на Архангельскую область? Мы спросили у губернатора Александра Цыбульского, который возглавляет региональную призывную комиссию.
Первые мобилизованные уехали в Ленобласть уже через три дня после объявления частичной мобилизации — 24 сентября. Следующая отправка была 26 сентября, тоже под Санкт-Петербург. Туда же направили северян и вечером 27 сентября.
30 сентября состоялась отправка в Мурманскую область: туда уехала группа резервистов. В Мурманскую область проводили мобилизованных и 8 октября. А 11 октября наших земляков снова повезли под Санкт-Петербург.
Очередные проводы были 12 октября: мобилизованные тогда уехали в Мурманскую область. Еще одна группа северян отправилась в Санкт-Петербург 15 октября, а другая 16 октября выехала в Мурманскую область. 18 октября мобилизованных вновь отправили в Санкт-Петербург, всё повторилось и 22 октября. А 24 октября мобилизованных впервые отправили в Калининградскую область.
Напомним, в начале октября РИА Новости написало, что в Архангельской области выполнена квота по частичной мобилизации. Однако, как тогда пояснил 29.RU ответственный секретарь призывной комиссии по мобилизации Поморья Владимир Ананьев, это не совсем корректная информация: в регионе тогда завершили только так называемый первый этап.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.