RU29
Погода

Сейчас+24°C

Сейчас в Архангельске

Погода+24°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +19

7 м/c,

зап.

754мм 27%
Подробнее
USD 90,99
EUR 98,78
Дороги и транспорт Автобусная реформа мнение «С февраля 215 новых автобусов не выйдут»: экс-замминистра транспорта — об автобусной реформе

«С февраля 215 новых автобусов не выйдут»: экс-замминистра транспорта — об автобусной реформе

Олег Мишуков рассуждает о том, что будет с пассажирскими перевозками в Архангельске

Олег Мишуков считает, что обновить автобусы решили слишком резко

В Архангельске официально объявили о том, что запланированная транспортная реформа в срок не начнется. Автобусы нового перевозчика — крупной компании «Рико» — с 1 января на улицы города выйти не смогут, поэтому власти просят помощи у малого бизнеса. Официальная причина задержки в том, что в городе так и не открыли газомоторную заправку для новых автобусов. Винят в случившемся поставщиков оборудования, которые ссылаются на санкции. Озвучена новая дата, когда автобусы должны выйти на линию, — 1 февраля. Реально ли это — рассуждает председатель Ассоциации автотранспортников региона Олег Мишуков.

Олег Мишуков — председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области. Бывший заместитель министра транспорта Архангельской области. Был участником рабочей группы по подготовке доклада по проблемным вопросам в сфере пассажирских перевозок президенту РФ.

Транспортная реформа — это хорошо?

— Транспортная реформа началась не вчера, она началась с 2017 года, и не только в Архангельской области, но и по всей России.

Был принят федеральный закон, который регулирует эту сферу. Ушли нелегалы. Был принят областной закон. Мы включили туда основные пункты, что возможно проведение конкурсов и заключение долгосрочных контрактов с перевозчиками, на семь лет. И перевозчики, видя перспективы, начали вкладываться. Они начали закупать низкопольные автобусы за свой счет, без копейки бюджетных денег.

«До этого мне как жителю города было стыдно за наш общественный транспорт. Честно скажу»

И вот с конца 2017 года до 2019 года перевозчики приобрели 106 низкозольных автобусов. Они взяли их в лизинг, влезли в кредиты. Потому что они надеялись и дальше работать.

Дополнительно нам правительство Москвы подарило еще 30 практически новых ЛИАЗов — что сейчас с ними — не буду комментировать. Тем не менее около 150 низкопольных автобусов у нас в городе было.

До пандемии на маршрутах Архангельска было 340 автобусов. Но когда пассажиропоток уменьшился — взрослые стали работать на удаленке, школьники и студенты тоже перестали ездить на учебу — количество автобусов по согласованию с мэрией уменьшили до 240. Чтобы не ездить вхолостую. Ведь в период пандемии перевозчики не получили от областной власти никакой финансовой помощи.

А потом пандемия отступила, и мы постоянно читаем в соцсетях жалобы людей, что в автобусах не протолкнуться. Никто ведь не увеличил количество автобусов по расписанию.

В связи со сложной финансовой ситуацией, перестали выходить на линию автобусы средней и большой вместимости, это МАЗы и ЛИАЗы. Да, они более «затратные». Перевозчики вынуждены экономить, и поэтому пустили пазики.

Что произошло дальше? Дальше сменилась власть. Я не в упрек говорю.

«Я ведь как транспортник поддерживаю любую транспортную реформу»

Но хочу отметить, что, по нашему мнению, — Ассоциации автотранспортников — нужно было продолжить реформу с теми автобусами, которые уже у перевозчиков были: которые были взяты в лизинг и за которые люди всё еще выплачивают долги.

А у нас ввели новые требования, под которые эти автобусы уже не подходят. Да и перевозчики были бы не против подстроиться под более высокие требования, но дайте на это время.

Но было принято решение, как сказал в прямом эфире Дмитрий Морев, сразу всё поменять.

Почему выход новых автобусов отложили на месяц

На мой взгляд, нужно было делать всё постепенно. Ведь могли бы еще до заключения контрактов проверить: позвонить на заводы и узнать, а успеют ли они для Архангельска новые автобусы сделать к нужному сроку. Могли бы сразу создать рабочую группу и контролировать всё день за днем.

А сейчас они передвинули сроки и говорят: «Заправку не сделали из-за санкций»! По моему мнению, это чушь.

По всей Российской Федерации работают заправочные станции на газомоторном топливе. И только у нас в Архангельске для них понадобилось какое-то уникальное программное обеспечение!

Это просто прикрытие, чтобы оправдать компанию «Рико», которые не могут исполнить свои обязательства. А обязательства они не исполнили в том, что они должны были до 1 января предоставить 215 низкопольных автобусов.

«Если эти автобусы в Архангельске, где они? Покажите!»

Не надо людей считать за дураков. Покажите 215 автобусов. Если проблема именно с газомоторными автобусами, то покажите другие. Дизельные. Вы же взяли на себя ответственность по контракту.

Вы честно людям должны сказать, сколько у вас автобусов. Но нам никто не называет количество.

Выйдут ли новые автобусы с 1 февраля

В прямом эфире я спросил Дмитрия Морева, уверен ли он на 100%, что теперь уже хотя бы к 1 февраля эти автобусы выйдут. Он сказал, что на 100% уверен только в себе.

«Извините, но если вы занимаете такой пост как глава города, то надо быть уверенным на 200% в своих решениях и в решениях своей команды»

И я не просто так задал этот вопрос. Я уверен, что не выйдут 215 газомоторных автобусов на улицы Архангельска 1 февраля.

Разве трудно министру транспорта Архангельской области или главе города связаться с заводом МАЗ (они же заявили, что около 60 автобусов «Лотос» из Татарстана, а остальные будут МАЗ из Белоруссии)? Спросите, для Архангельска есть ли на МАЗ готовые автобусы, сколько их. Я вот это сделал. И поэтому я уверен, что 1 февраля 215 новых автобусов не выйдут на линию.

Какие оправдания найдут — я не знаю. Может, опять программного обеспечения для заправки не будет, может, завод обвинят.

Я задавал также вопрос: «Есть ли в городе стоянка для автобусов, которая соответствует требованиям федерального закона "О транспортной безопасности"?» Мне Морев ответил: «Стоянка есть!» Но я знаю, что нет такой стоянки. Та стоянка, про которую говорят, не соответствует требованиям.

Сменить пазики на низкопольные автобусы в Архангельске хотят уже давно

Ну и еще вопрос. Пока что в городе только одна заправочная станция с газомоторным топливом. На заправку одного автобуса уходит 20–30 минут. 215 автобусов. Представляете, что там будет происходить?

Как это будет происходить, по крайней мере пока не открыли вторую заправку? Днем автобусы должны быть на линии, а после смены водители должны отдыхать.

Или водитель должен отработать смену и ехать стоять на заправке по 2–3 часа? Извините, но есть режим труда и отдыха.

«Вопросов больше, чем ответов. И говорить, что 1 февраля всё будет, — это смешно»

Есть много подводных камней, о которых надо было подумать прежде, чем с ходу заявлять, что «нужно всё поменять».

К чему может привести нынешняя реформа

Самое обидное во всей этой ситуации, что местных перевозчиков никто не слышал.

Малый бизнес в сфере перевозок просто загнали в угол. Да, я согласен с тем, что конкурсы на перевозки надо было составить так, чтобы не могли выиграть люди, у которых вообще нет автобусов. Но у нас уже перебор. Было сразу видно, что это сделано под крупного игрока.

Они сделали так, что заявиться на конкурс могут только те, у кого уже есть исполненные контракты на 20% от заявленной суммы.

То есть, допустим, в конкурсе заявлен контракт на 100 миллионов рублей — я как перевозчик должен предоставить предыдущий исполненный контракт на 20 миллионов рублей. А где наши перевозчики возьмут такой контракт, если с ними до этого заключали контракты за рубль?

Это же власть их так просила: «А давайте без денег?!», и перевозчики соглашались. И вот, когда новый перевозчик не выходит, власть опять идет к малому бизнесу, просит войти в положение и заключить контракты на январь. Хочется спросить: «Что же вы их привлекаете на их, как вы говорите, "гнилых пазиках"?»

А у перевозчиков нет выхода, потому что они еще не рассчитались за свои автобусы: им надо гасить лизинговые платежи.

Небольшие компании-перевозчики вынуждены будут уйти из Архангельска

Пока что перевозчики думают, как им быть. Кто-то будет переезжать из Архангельска в другие города, кто-то сменит сферу деятельности. Сейчас им нужно будет как-то продать эти свои 300 автобусов.

И главное, что раньше для перевозчиков денег не было. А сейчас нашли 7 миллиардов. Это ведь наши деньги: это могли бы быть школы, детские сады… К тому же повышают тариф для пассажиров.

К чему всё это приведет? Придет большой игрок с большими аппетитами. Он убьет малый бизнес. А потом он будет ставить свои условия: он же остался один, если и он уйдет, то встанет весь город. Он сможет манипулировать, а власть вынуждена будет идти на поводу.

Чтобы вот так всё старое разрушить и начать с чистого листа, я еще раз повторю, надо быть уверенным на 200%. Я понимаю, что главе города региональная власть поставила некоторые условия. Но ведь если автобусы в назначенный день не выйдут, то крайним будет именно Морев.

И я ведь с самого начала понимал: всё задуманное крайне сложно осуществить, но, глядя на все публичные заявления, я думал: «Да, это сложно, но раз они так уверенно об этом говорят, может быть, я чего-то не знаю. Раз они так уверены, значит всё будет». Но получилось вот как. Оказалось, что на 100% они уверены не были.

Согласны с автором?

Да
Нет

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления