Если вы хоть раз были в Архангельске, то, скорее всего, видели памятники авторства Сергея Сюхина — от Степана Писахова до геолога на улице Суворова. В городе он негласно считается главным скульптором, и по количеству его работ с этим трудно не согласиться. Одна из последних его скульптур — небольшая фигура ангела, установленная на детской площадке возле дома на Садовой, 48. Еще два ангела должны появиться в 2022 году на Краснофлотском мосту.
Этих небесных созданий, по мнению автора, должно быть в Архангельске как можно больше. Зачем они городу, почему так мало молодых людей идет в художники и за что он критиковал Петра Мамонова, Сергей Сюхин рассказал 29.RU.
«Злые силы препятствуют ангелам»
Сергей Сюхин говорит, что тема ангелов проходит через всю его жизнь. Например, в прошлом у него была идея поставить возле библиотеки САФУ фигуру Архангела Михаила.
— Злые силы никак не дают пока воплотить эту идею, — разводит руками скульптор. — А населить град Архангельский ангелами — моя давняя мечта. Наш город пронес через все победы, трагедии и переломы судьбы, через все изменения государства славное небесное имя Архангела Михаила! И при этом ни одной скульптуры ангела в городе нет. Это какой-то нонсенс!
В этом году художник решил всё сделать сам. Он обратился в строительную компанию «Аквилон», сказал, что хочет подарить городу ангела. Идею там поддержали: помогли найти хорошее место — детскую площадку возле новостройки — и даже подготовили место для установки скульптуры.
— Сам ангел небольшой, 78 сантиметров, — рассказывает художник. — Дети, конечно, не особенно его будут замечать, но кто-нибудь обязательно спросит маму-папу, кто это такой. Ангел представлен в материнском образе: он парит, сложив руки, как мать обычно умиляется над своим дитя. Ясно же: на детской площадке всегда будет много ребятишек.
Еще две скульптуры должны появиться в 2022 году на Краснофлотском мосту: это архангелы Михаил и Гавриил. Памятники, по словам скульптора, уже одобрены администрацией Архангельска. Сейчас готовится проект для их установки.
— Архангелы будут стоять на пилонах, которые были сделаны в советское время для монументальной пропаганды, — объясняет Сергей Никандрович. — В то время хотели сделать барельефы вроде «Вперед, к победе коммунизма!», но они так и не появились. Теперь там будут ангелы. Когда мы показали проект владыке Корнилию, он сказал: «Они же с неба спускаются!» И на самом деле, скос на пилонах дает ощущение, что они сходят с небес. Место замечательное — воздух, небо, вода, простор вокруг! Когда человек будет въезжать в Архангельск по этому мосту, то мимо ангелов он не проскользнет с плохими мыслями. На него подспудно будет работать эффект — он будет думать, как бы поменьше грешить.
«Говорят: «Сюхин захватил всё в городе!»»
К критике со стороны горожан Сергей Сюхин относится спокойно и говорит, что любви и признания от земляков, московских коллег и Запада у него целый океан. «Если у художника нет врагов, он делает что-то не то», — утверждает он. Количество скульптур в городе, по его словам, зависит от широты души и упорства самого художника, от того, как его работу примет народ.
— Говорят: «Вот, Сюхин захватил всё в городе». Но, ребята, если у вас есть что сказать, предлагайте. Места в городе — море. Если вы придете с проектом в администрацию города и скажете, что у вас есть меценаты, готовые его профинансировать, разве откажут? Надо сделать так, чтобы в тебя поверили. Все мои памятники не бюджетные, и слава богу, что на Руси вновь появились такие люди.
По словам Сюхина, всё, что он делает в скульптуре, — это всё его, родное. Он несколько раз повторяет, что сам является обычным русским северным мужиком, выросшим в деревне. «Всё мое творчество живет на том, что я впитал в благословенном счастливом детстве, в родной моей деревеньке Пучуге», — утверждает скульптор.
— Я в своих работах воплощаю любимую сторонушку, русский север. У меня каждая скульптурная композиция такая. Мне один архитектор предлагал: «Сергей Никандрович, давайте сделаем пиджак бронзовый. Люди будут приходить, вставать внутрь и фотографироваться». Я говорю: нет, это попса, это просто прикол. А я по приколу не живу и тем более не собираюсь отливать его в бронзе. Конечно, рядом с Писаховым тоже фотографируются, но это совсем другое. Или жонка, которая сидит на Чумбаровке с прялкой. Ни у одного города в мире нет памятника женам! Я сам женат, и для меня женщина — это святое. Поэтому я сделал памятник русским женам, берегиням семейного очага. Наши жены ни минуты не сидели без дела. В этой работе моя берегинюшка прядет, на коленях у нее — Евангелие, она творит молитву, чтобы ее суженный вернулся жив и невредим. И когда мы, мужики, знаем, что тепло, уют и любовь сберегает жена, мы преодолеем любые преграды и невзгоды! — делится он.
Начинал свой профессиональный путь Сергей Сюхин с иллюстраций в издательстве «Детская литература», хотя по первому образованию он скульптор. Кафедра книжной графики в институте имени Ивана Федорова была уже потом.
— Я рисовал для книжек, потому что в советское время заниматься монументальной скульптурой было сложно, — продолжает он. — Всё шло через худсовет в Москве. Если мы что-то затевали в бронзе, то столичные художники забирали заказ себе. «Вы тут занимайтесь деревом и гипсом», — отвечали нам. А сегодня Москва нам, скульпторам, не указ. Всё решается на местном уровне. Важно, чтобы твоя идея запала в душу меценату, и тогда финансовый вопрос для воплощения проекта будет решен. И тогда для скульптора наступают самые счастливые дни. Я начинаю в натуральную величину ваять в глине свое детище — вот это полный кайф. Ведь глина — это земля, живой материал, и ты ощущаешь себя Создателем.
Мамонов, Иван Грозный и отношения с Западом
На вопрос, стал бы он делать памятник Ленину сегодня, Сюхин отвечает: когда такой заказ появится, тогда и подумает. О политиках прошлого у него есть своя точка зрения.
— Ленина и Сталина во всём мире считают гениями, а мы их топчем, смешиваем с грязью, — говорит он. — Мы готовы обливать своих исторических деятелей помоями в угоду Западу. Сталин однозначно несколько раз спасал страну, хотя и через кровь. Но у меня сердце кровью обливается, как он обошелся с деревней.
А вот кому бы Сюхин поставил в Архангельске памятник, так это Ивану Грозному — он даже подавал на это заявку. Впрочем, сам он не любит, когда царя так называют, и предпочитает называть его Иван IV.
— Это был мудрейший человек, и он основатель нашего города! — считает художник. — Он много чего усовершенствовал в государстве. Однажды я вез в Северодвинск Петю Мамонова. Я ему говорю: «Фильм «Остров» у вас здорово получился. И природа помогла, и ты хорошо играл. А вот в фильме «Царь» вы с режиссером продолжили клевету на русского царя в угоду Западу. Зачем вы так об Иване IV?» А Мамонов ответил традиционно: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке ребенка»... Петя, конечно, гений, мужик отличный был, и я его очень любил. Но насчет Ивана Грозного я с ним не согласен. Говорят, царь был жесток, но в то время английская королева 60 или 80 тысяч человек загубила, даже слова сострадания не проронила. И она считается великой. А он — около пяти тысяч, которые были предателями, и еще за душу каждого молился. Надо понимать, что уже тогда была развернута информационная война против русской цивилизации. Ребята, но вы хоть глаза протрите, посмотрите, что сейчас творится в мире? Тут не один Иван IV виноват перед Западом. А все мы с вами и Русь наша Матушка!
Муравьи, язычество и общение с британской принцессой
У Сергея Сюхина свое мнение о скульптурных работах, которые появились в Архангельске в последнее время. Огромные муравьи, которых установили в Молодежном сквере на набережной, по его мнению, — это «обычная попса и прикол».
— Это сакральные места для Архангельска, — считает он. — Здесь были торговые ряды, отсюда начиналась улица Поморская. К чему тут муравьи? Лично я воспринимаю это как разрушение среды исторического кода города Архангельска. То же самое можно сказать и о куклах-панках. Соборная площадь, кафедральный храм, улица Святого Иоанна Кронштадтского, прославившего наш край на весь мир, а вразрез этому святому намоленному месту — языческие куклы. Как это понимать? Конечно, на Русском Севере уживались язычество и православие, но так сталкивать их лбами неуместно. И муравьев, и кукол-панок вполне можно было бы поставить в другое место, где они не нарушали бы историческую среду Архангельска.
Работа, которой гордится скульптор, — памятник северным конвоям, установленный на набережной. Он говорит, что ему очень хотелось избежать штампов, которые присутствуют во многих памятниках, посвященных войне. Недаром с автором захотела увидеться британская принцесса Анна, которая приехала в Архангельск на 75-летие «Дервиша».
— Прибегают ко мне: «Сергей Никандрович, принцесса изъявила желание с вами встретиться», — вспоминает он. — Причем, сначала она со мной встретилась, а потом уже с губернатором. Изящная, подтянутая и внимательная женщина! С ней был и муж-офицер, который выразил мне благодарность от всех английских моряков. Это, к сожалению, редкий случай сотрудничества наших стран-антагонистов.
«Приглашали преподавать, но я свободный художник»
Серей Сюхин соглашается, что сейчас в Поморье появляется мало новых художников, а известными остаются его ровесники или даже старше. Из молодых он отмечает Александра Менухова и замечает, что сегодня в эту профессию приходит больше девушек, чем парней.
— Когда мы учились, было больше ребят, а сейчас все в основном девчонки. А они выходят замуж, рожают детей, и им становится уже не до искусства. Поэтому и искусство редеет, беднеет. Не знаю, что дальше будет. Сейчас тяжело прожить на графике и живописи, а вот монументальное искусство в тренде — и мозаика, и скульптура.
Что касается учеников, то, художник признается, что он у него всего один — его дочь Юлия, которая тоже стала художником и занимается иконописью.
— Она с семьей живет в Абрамцево, в 50 км от Москвы, — рассказывает он. — Окончила Суриковский институт, кафедру живописи у очень интересных академиков, которых Хрущев еще ругал в Манеже — Никонова и Андронова. Поступить в Суриковку в то время было почти невозможно, но я Юлю готовил, и она поступила. А меня ведь приглашали преподавать. Я к преподавателям отношусь, конечно, с пиететом, даже был пару раз председателем дипломной комиссии. Но чтобы преподавать всё время — нет, это нарушает мою волю к творческой жизни. Я свободный художник!
Также мы рассказывали и о других памятниках Архангельска. Так, недавно в Соломбале с площади Терехина забрали на реконструкцию памятник Ленину. Это вызвало разногласия у северян. А кроме того, в городе появился бюст изобретателя телевидения Бориса Розинга.