Пролетело 1 Сентября, начался учебный год. Каким он будет? Об этом мы спросили министра образования Архангельской области Олега Русинова. День у него выдался насыщенным, перед участием в стриме 29.RU министр как раз возвращался с торжественной линейки в гимназии № 3, и это далеко не единственная школа, куда он заглянул. Готовы ли школы? Хватает ли кадров? Как идет профилактика коронавируса? И будут ли прививать учителей в обязательном порядке? Будут ли кормить школьников и как материально поддержать учителей? В этом материале собрали важные реплики по итогам беседы.
- Про линейки с ограничениями и учебный год без дистанта
- О вакцинации среди педагогов
- Будут ли бесплатно кормить в начальных классах?
- О мерах поддержки учителям и выплатам на школьников
- Воспоминания о работе в школе
Про линейки с ограничениями и учебный год без дистанта
В это 1 Сентября, как и год назад, праздничные линейки в Поморье проводились только для учащихся 1-х и 11-х классов. Мы спросили у министра образования, во всех ли общеобразовательных организациях прошла торжественная часть.
— Торжественные линейки прошли во всех школах при соблюдении всех ограничений — это жизненно необходимо, но праздник никто не отменял. Даже несмотря на ненастье, он всё равно состоялся, настроение у всех праздничное. Я понимаю родителей, что очень хотелось бы стоять рядом со своим ребенком на линейке, но нельзя, — рассказал Олег Русинов.
Ранее в Министерстве образования региона 29.RU ответили, что обучение в школах с 1 сентября планируется в штатном режиме. Как рассказал Олег Русинов, планы не поменялись и дистанционку вводить не собираются.
— Я сторонник того, что учебный процесс должен проходить в традиционном формате, так, как мы привыкли. А всё, что связано с цифровыми технологиями, — это один из элементов преподавания. Я думаю, что в традиционную методику, в теорию обучения, дидактику он впишется вполне. Но диалог, живое общение никто не отменял и отменять не будет — это просто неправильно. Потому что это и процесс социализации детей.
Кстати, в сентябре 2020-го обучение в школах тоже началось в очной форме, но ненадолго — сначала на дистанционное обучение переводили отдельными классами, затем целыми учреждениями. Поинтересовались у министра, будут ли усилены противоэпидемические меры с учетом прошлогоднего опыта.
— За предыдущий год все наши образовательные организации приобрели хороший опыт и практику, все санитарно-ограничительные меры соблюдаются: и раздельные потоки детей, и раздельное питание по графику, и то, что в школу не допускаются посторонние лица. Мы хорошо понимаем, что речь идет о том, чтобы все были здоровы, и главное здесь — безопасность детей, — ответил Олег Русинов.
О вакцинации среди педагогов
В июле для определенных групп жителей Поморья ввели обязательную вакцинацию от коронавирусной инфекции. В этот перечень вошли и работники всех образовательных организаций. Но до сих пор не совсем ясно, принудительная ли это мера или добровольная. Например, с 1 сентября студенты САФУ будут учиться очно вне зависимости от наличия прививки от коронавируса. Хотя, как мы знаем, студенты тоже вошли в список подлежащих вакцинации. Мы попросили главу Минобра разъяснить этот вопрос. Вот что он ответил:
— Во-первых, никто никого не заставляет. Есть постановление главного санитарного врача Архангельской области, в соответствии с которым определены категории работников, кто должен пройти вакцинацию. Туда входят и педагоги. Сила, то есть принуждение, или, как у нас говорят, кнут не используется. Потому что это по большому счету личное дело каждого и личная ответственность каждого. Но я думаю, что даже если есть те, кто наотрез отказывается, они должен думать не только о себе, но и о других. Мы же ведь не в вакууме живем. Моя позиция такая. Ведь лично я сделал прививку не для того, чтобы себя обезопасить, я же работаю в коллективе, у меня достаточно широкий круг общения. И даже после вакцинации я всё равно стараюсь быть во всех случаях в маске — это нормальное поведение цивилизованного человека.
Будут ли бесплатно кормить в начальных классах?
С 1 сентября 2020-го по всей стране ученики младшей школы стали получать бесплатное горячее питание. В Архангельской области обедами были обеспечены 53 тысячи учеников 1–4-х классов. Как пояснил Олег Русинов, эта мера поддержки будет действовать и в новом учебном году.
— Во всех школах, даже в малокомплектных, учащиеся начальных классов продолжат получать бесплатное горячее питание. В прошлом году у нас было 17 малокомплектных школ в труднодоступных населенных пунктах и 71 ученик, сейчас это 15 школ и 62 ученика. Продукты для горячего питания им выдаются, действует удлиненная перемена, поэтому школьники имеют время нормально по-домашнему покушать, — рассказал министр.
Мы также спросили у нашего собеседника, всё ли устраивало северян при организации бесплатного питания и учитывает ли Минобр замечания, которые поступают от родителей школьников.
— Мы должны на все изменения, которые происходят, смотреть не только со своей стороны, потому что достаточно часто мы выступаем их инициаторами, но и встать на позицию родителя и ребенка. Всё ли его устраивает, всё ли нравится? Для родителей есть возможность высказать свои предложения и, может быть, несогласия. Питание должно быть здоровое и качественное, и все замечания мы, конечно же, учитываем и отрабатываем. Лично я, находясь в поездках этой весной по муниципальным образованиям, чтобы не искать кафе и какую-то точку общепита, всегда предпочитал попробовать пообедать в школе. И по крайней мере меня всё устраивало, — поделился Олег Русинов.
О мерах поддержки учителям и выплатам на школьников
Как мы знаем, для учителей Архангельской области действуют определенные меры поддержки, например, с сентября прошлого года им стали выплачивать дополнительные деньги за классное руководство. Попросили министра образования еще раз дать разъяснение по этой теме и спросили, какими способами в регионе стимулируют педагогов.
— Все говорят, что учитель — это профессия, специальность. Но учитель по большому счету выполняет большую миссию, то есть он учит тех, кто приходит к нам на смену. И учителя нужно поддерживать как морально, так и материально, — рассказал Олег Русинов. — С точки зрения моральной поддержки, конечно, у нас проводится достаточное количество конкурсов по различным видам предметов, по проблемам воспитания, учителя принимают в этом активное участие. С точки зрения материальной поддержки молодые специалисты у нас тоже ее получают: например, те, кто окончил с отличием. Еще реализуется программа «Земский учитель», в этом году 8 учителей из различных регионов, в том числе из Архангельской области, приезжают в школы в различных муниципальных образованиях. Им положена доплата 1 миллион рублей и предоставляется либо служебное жилье.
«Можно хоть как стимулировать учителей, но если у тебя нет внутреннего призвания и ты не любишь детей, ты не сможешь работать в школе»
Мы также спросили у Олега Русинова, как в регионе решается проблема нехватки учителей, которая наиболее остро стоит в районах.
— Я думаю, нет тех задач, которые мы не могли бы решить. Один в поле не воин, и со всем учительским коллективом мы к этому обратились и думаем, что найдем тот инструмент, который позволит имеющиеся вакансии закрывать. Не временно, а так, чтобы приходил педагог, и он оставался в школе, — ответил министр.
Что касается единовременной выплаты родителям школьников в размере 10 000 рублей, Олег Русинов уверен, что деньги поступят всем, кому положены, и проблем с этим не возникнет. Напомним, подать заявление на пособие необходимо до 1 ноября. Спросили у министра, что будет, если северяне не успеют этого сделать.
— Я думаю, все выплаты в размере родителям школьников будут в семьях. Та политика, которая выбрана и реализуется, — это минимум бумаг и максимум внимания к человеку. И это будет всё сделано. Я думаю, что деньги никуда не уйдут, и семьям еще напомнят про эти выплаты, ведь все данные на детей и родителей есть и в Фонде социального страхования, и в Пенсионном фонде, и так далее.
Воспоминания о работе в школе
До того как вступить на должность министра образования, Олег Русинов сам многие годы работал учителем и преподавателем. В первый раз он пошел в школу в качестве учителя 1 сентября 1986 года после окончания педагогического института. Это был 8-й класс Онежской средней школы № 1.
— Меня эмоции переполняли, и было чувство боязни, — поделился министр. — Достаточно тяжело было адаптироваться, потому что одно дело, когда у тебя теоретические знания есть, ты практику проходил — это не то. А когда ты выступаешь в роле учителя, и у тебя есть внутреннее желание, чтобы тебя и слышали дети, и понимали, и уважали, а авторитет и уважение нужно заработать. И понятно, когда ты только в класс вошел, ты для них просто новый человек, и ты должен себя заявить, утвердиться. По себе знаю, что каждый раз, входя в класс, ты испытываешь какие-то новые чувства и эмоции. Моя работа в школе это как раз показала. Класс на класс не похож, урок на урок — тоже, дети все разные, даже один и тот же ребенок по-разному может себя показать с хорошей стороны. И очень приятно, что уже спустя достаточно много лет я встречаю тех ребят, это уже взрослые и состоявшиеся люди, которые сидели за партами, а я был у них учителем. Теперь мы с ними партнеры практически: нам всегда есть что вспомнить и чем поделиться.