Политика Почему Мандрыкин и Шевелев выбыли из предвыборной гонки в Архангельской области — мнения политологов

Почему Мандрыкин и Шевелев выбыли из предвыборной гонки в Архангельской области — мнения политологов

Эксперты ответили, реально ли оппозиционным кандидатам преодолеть муниципальный фильтр

Двое кандидатов не прошли муниципальный фильтр — это Юрий Шевелев и Олег Мандрыкин

Чуть больше месяца осталось до начала губернаторских выборов в Архангельской области. На прошлой неделе решением регионального избиркома в качестве кандидатов на них были зарегистрированы 6 политиков. Еще двое подававших в комиссию документы человека не прошли муниципальный фильтр — это экс-единоросс, а ныне член «Партии добрых дел» Юрий Шевелев и представитель коалиции «Стоп-Шиес» Олег Мандрыкин, выдвигавшийся от партии «Яблоко». Последний назвал процедуру мунфильтра «антидемократичной в принципе» и заявил об административном давлении на депутатов, а юристы коалиции начали готовить иск в областной суд, чтобы обжаловать решение избиркома.

Развернутые комментарии по теме 29.RU дали оба незарегистрированных кандидата. Также редакция попросила высказаться по этой ситуации политолога Дмитрия Солонникова и политического психолога Александра Конфисахора. Эксперты поделились и в целом мнением о том, мешает ли муниципальный фильтр в принципе участвовать в выборах оппозиционным политикам в регионах, и может ли он быть отменен в ближайшее время.

«В политике не все решается поддержкой улицы»

Дмитрий Солонников:

Дмитрий Солонников — политолог, директор Института современного государственного развития.

— Муниципальный фильтр, с одной стороны, является притчей во языцех, а с другой стороны — это достаточно важный системообразующий элемент политической жизни страны. Он действительно дает определенные преференции крупнейшим партиям или крупнейшей партии, но в то же время он должен стимулировать политиков страны и партии нашей страны к тому, чтобы они участвовали не только в крупных выборах (в Госдуму, президентские, губернаторские или выборы в Законодательное собрание), но и жить реальными проблемами на местах, участвовать в муниципальных выборах и иметь кадровый актив на территории муниципалитетов. На самом деле, это такая попытка перевести политическую жизнь из медийной сферы в систему массовых партий, в систему региональных организаций — то, чего большинству партий у нас не достает, у них просто нет такого количества членов, первичных организаций и кадрового потенциала, чтобы выдвигать своих кандидатов на муниципальном уровне. И с этим сталкиваются многие, в том числе и старые и, казалось бы, крупные партии, присутствующие в Госдуме. Фактически преодолеть муниципальный фильтр не в состоянии ни КПРФ, ни ЛДПР, ни «Справедливая Россия», не говоря уже о тех партиях, которые не представлены в Госдуме.

Подробнее обо всех политиках, которые подавали документы на регистрацию в качестве кандидата, мы рассказывали в отдельном материале

И выборы в Архангельской области точно такие же. К примеру, партия «Яблоко» — казалось бы, одна из старейших партий в нашей стране, но по факту ее представительство в органах власти очень небольшое. Да, Северо-Запад — некоторое исключение из всей страны, у «Яблока» есть свои фракции и в Карелии, и в Санкт-Петербурге, и в Псковской области в законодательных органах власти. Но в муниципальных выборах «Яблоко» практически не участвует. И, соответственно, пройти муниципальный фильтр эта партия не может ни при каких обстоятельствах. «Партия добрых дел» — это одна из десятков зарегистрированных в нашей стране партий, не имеющая серьезного представительства ни на каком уровне нигде в стране и, понятно, что она не имеет своих депутатов в муниципалитетах Архангельской области.

Когда принимался муниципальный фильтр, его задачей было прежде всего заставить партии работать на местах, а не тусоваться в красивых салонах. Не заниматься покупкой эфирного времени или печатных площадей в газетах, а работать здесь и сейчас для жителей того места, где они находятся. Партии — они же не для вождей, не для того, чтобы подпевать лидерам, а для того, чтобы решать вопросы людей на селе, в малых городах, реально знать, что происходит у них в жизни. И в этом отношении этот проект явно не удался. У партий за все время существования мунфильтра не получилось сколько-нибудь активно встроиться в местную жизнь. И в этом отношении «Яблоко» не исключение.

То, что Мандрыкин решил идти именно от «Яблока», — наверное, речь больше должна идти именно о нем, потому что попытка Шевелева идти от «Партии добрых дел» с самого начала была ни о чем — не самое лучшее решение.

«Все партии, которые идут через муниципальный фильтр, так или иначе должны договариваться с «Единой Россией»»

Фактически это некая договорная игра: вам или дадут голоса, или нет. Это объективная реальность. Если ты идешь на выборы, то должен понимать, на что можешь и не можешь рассчитывать. Еще раз: практически везде в стране сейчас пройти муниципальный фильтр можно только по договоренности с «Единой Россией», которая контролирует большинство местных органов власти, тем более когда речь идет о фильтре во втором уровне. Фильтр же построен так, что есть общее количество муниципальных подписей, которые нужно собрать, и среди них есть подписи депутатов второго уровня (это районные или внутригородские образования), и кроме этого есть еще разбивка по проценту МО, из которых эти подписи должны быть получены.

Коалиция «Стоп-Шиес» решила обжаловать решение избиркома Архангельской области об отказе регистрировать Мандрыкина кандидатом в губернаторы

Даже имея большое количество муниципальных депутатов, предположим, как в Москве, количество различных муниципалитетов, которые должны эти подписи предоставлять, пока для оппозиции является непреодолимым препятствием. Именно это и происходит. Если бы речь шла только о количестве подписей от депутатов, без разбивки, то Мандрыкину наверняка пройти бы удалось. Но эта система более сложная: ему надо было не просто собрать 189 подписей, но и правильно их распределить между первым и вторым уровнем, и еще правильно их распределить по районам. Вот с этими пунктами у него и возникли предсказуемые проблемы.

«Выдвигаясь сейчас от «Яблока», Мандрыкин сразу представлял свою позицию: он или должен договориться с «Единой Россией», или не пройдет фильтр»

Да, есть там некий консенсус — кандидатов от думских партий «Единая Россия» чаще всего пропускает, если те совсем не наломали дров. Если уж совсем там они не испортили документы, их, скорее всего, пропустят, разрешат муниципальным депутатам за них подписываться. Принципиально оппозиционным кандидатам в данной ситуации гораздо сложнее: почему, если они не хотят ни о чем договариваться, «Единая Россия» должна им отдавать голоса своих депутатов-муниципалов? Совершенно непонятно. Каждая партия борется за власть, у каждой партии задача — собственная победа на выборах любого уровня.

«Просто так помогать оппозиции для партии власти оснований нет никаких. С какого перепуга они должны дать подписи оппозиционерам? Не должны»

Поэтому Мандрыкина от «Яблока» не пропустили, да. Если бы он шел от «Справедливой России» или ЛДПР, то, наверное, пропустили бы. В политике не все решается поддержкой улицы, поддержкой на митингах. Это важный элемент, но далеко не единственный.

По поводу подачи Мандрыкиным исков и жалоб, надо смотреть, на что конкретно они будут поданы. Если просто на то, что не зарегистрировали и не прошел муниципальный фильтр, то они будут отклонены, так как есть закон о мунфильтре в Архангельской области — это 8%, и ничего особенного в этом нет. Прошел — молодец, не прошел — будешь молодец в следующий раз, может быть. Подать иски для того, чтобы поднять информационную волну, чтобы привлечь к себе внимание, — да, конечно. Центризбирком может высказать свое неодобрение тем, что кандидат не зарегистрирован — Элла Памфилова (председатель ЦИК. — Прим. ред.) периодически, пытаясь играть и в одну, и во вторую игру, пытаясь и показать правильный результат, и быть рукопожатной среди оппозиции, может сказать: «Ай-ай-ай, как же так — не зарегистрировали». Но отменять решение она не будет, у нее нет таких полномочий и никаких оснований для отмены результатов муниципального фильтра.

Юрий Шевелев не собрал достаточно подписей, избирком ему в регистрации отказал. Политик собирается обжаловать решение

Что касается требования отмены муниципального фильтра — это прерогатива Госдумы, и это вопрос к следующему составу парламента, который будет избран на ближайших выборах. Нынешний состав думы явно ничего менять не будет. Когда будет формироваться повестка на новый электоральный цикл, можно говорить о том, что нужно отменять мунфильтр. И такой закон может пройти, если победят партии, которые выступят с этим требованием. Если сохранится статус-кво с нынешними четырьмя партиями думского консенсуса, то они менять правила игры не будут — нынешняя ситуация их полностью устраивает.

«Поэтому апеллировать по отмене мунфильтра к заксобранию депутатов Архангельской области, не меняя федеральные законы, — это некий популизм»

Не могут они его отменить, если есть федеральные нормы. Областные депутаты могут сделать его меньше, но полностью убрать мунфильтр не может ни один субъект Федерации. Поэтому требовать этого от них может быть очень популярно у населения, но это абсолютно нереалистично и незаконно.

«

Это такая стена, которую пробить практически невозможно»

Александр Конфисахор:

Александр Конфисахор — кандидат психологических наук, доцент кафедры политической психологии СПбГУ, член-корреспондент Академии Геополитических проблем, член редколлегии журнала «Геополитика и безопасность», эксперт Института современного государственного развития.

— Понятно, что муниципальный фильтр — это созданная искусственно преграда для того, чтобы нужных кандидатов можно было проводить, а от ненужных, оппозиционных, избавляться. Это такая стена, которую пробить практически невозможно, и необходимо желающим стать кандидатами договариваться с теми, кто муниципальными депутатами управляет — а это партия, нам известная, доминирующая «Единая Россия».

Естественно, рассчитывать на то, что придет кандидат от оппозиции, даже очень популярный, выступит перед депутатами «Единой России», и они расплачутся, поймут, что были неправы, и поставят за него свои подписи, а после этого уйдут в монастырь замаливать грехи, конечно, не приходится. Это не какие-то дурацкие американские сопливые комедии.

«Это жесткий фильтр, который не позволяет оппозиции куда-либо пройти»

Те, кто умудряются пройти, — это результат договоренности с действующей властью, не более того.

По ситуации в Архангельской области: Шиес в последние несколько лет — это один из ключевых моментов в вашей социальной и политической повестке. И понятно, что те люди, которые смогли набрать авторитет, популярность и известность на теме с Шиесом, пользуются поддержкой людей и избирателей, в отличие от действующей власти. И для нее они являются активными непримиримыми оппонентами. Соответственно, тот человек, который использует вот этот капитал, никогда в жизни не пройдет муниципальный фильтр, даже если поклянется тему Шиеса не поднимать и действовать в соответствии с требованиями той же самой «Единой России». Это слишком опасный и сильный кандидат для действующей власти.

Поддержка избирателями политика, выдвинувшегося на теме Шиеса, делает его слишком опасной для власти, считает Александр Конфисахор

Говорят о том, что муниципальный фильтр надо менять, но, естественно, не в интересах власти это делать, потому что это слишком хороший инструмент для недопуска неугодных людей. Когда человек уже не прошел муниципальный фильтр, это решение уже не изменить, только если менять закон, чтобы его отменять. И тот кандидат, который пойдет с этим лозунгом, может иметь успех среди людей политически активных.

«Подавать иск в суд или жалобу в Центризбирком, чтобы обжаловать отказ в регистрации кандидатом, — это сейчас инструмент абсолютно бесполезный»

Это только пошуметь, поскандалить, лишний раз о себе заявить, указать на несправедливость. Но результата не будет, потому что есть такая тактика, когда муниципальный депутат либо по недомыслию, либо со злым умыслом отдает свои подписи нескольким кандидатам. Кандидатов оппозиционных безумно радует то, что они смогли набрать необходимое количество подписей, но они не знают, что муниципалы за него не за первого подписались. Это такой сильный психологический удар: человек уверен, что у него есть подписи, и он уже участвует в гонке, делает штаб, разрабатывает программу, готовит листовки и лозунги, думает, как выстраивать борьбу с оппонентами и ночами не спит, и вдруг оказывается, что все это впустую. Немногие могут с достоинством перенести это и выйти из стрессовой ситуации.

Что касается решений муниципальных депутатов о том, кому отдавать свои подписи, то нужно понимать, что формально они не встроены в систему государственной власти, хотя недавно по Конституции здесь прошли небольшие изменения.

«Формально они являются независимыми. Но реально, когда человек становится муниципальным депутатом, он встраивается в систему»

У него есть свои права и обязанности, свои какие-то бизнес-интересы и финансовые дела и так далее. И когда он встраивается, то становится рабом системы. И если он стал депутатом от «Единой России», даже если он сторонник «шиесских» протестов, он как человек системы уже не может и не хочет из нее выйти. Он понимает, какую цену может заплатить за то, что выскажет свою точку зрения, отличную от официальной. Он переживает, что в следующий раз его не переизберут, что вдруг найдутся какие-то нарушения с точки зрения налоговой, полиции, каких-то других органов. Знаете, есть такое хорошее выражение: как собака, которая попала в колесо, — пищи, но беги. Вот и муниципальный депутат может быть недоволен мысленно или делиться с близкими людьми своим возмущением ситуацией, но делать он будет то, что требует от него генеральная линия партии. Если скажут, что за такого-то потенциального кандидата нельзя отдавать свой голос, депутат при всем своем внутреннем несогласии с этим решением будет действовать в соответствии с инстинктом самосохранения и подчинится общей политической воле.

О том, как проходит подготовка к выборам губернатора 13 сентября, вы можете следить в специальном сюжете на 29.RU.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
33
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Вы это замечали? Набережная Архангельска, где есть целый граффити-вернисаж
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления