По итогам осенней мобилизации в учебных центрах оказались многодетные северяне (по итогу таких мужчин было решено не призывать). Теперь некоторые жены на законных основаниях пытаются вернуть своих мужей. Получается не у всех — путь этот довольно тернист, но нашей героине из Архангельска это удалось. Уже сегодня глава семьи приедет домой к ней и детям. Рассказываем, что она делала, чтобы этого добиться.
Обо всём срочном и важном мы рассказываем в наших социальных сетях. Вы также можете пообщаться с нашими журналистами в нашем канале в Telegram.
«Все знали, что у него трое маленьких детей»
Напомним, вначале для участия в спецоперации не забирали тех мужчин, у которых на иждивении четверо детей младше 16 лет (хотя были случаи, что они сами просились на СВО). Затем, в октябре, в Госудме объявили, что отсрочку будут давать и тем, у кого на воспитании трое детей. Эту же информацию подтвердили в правительстве Поморья.
Денис и Екатерина Полосаевы женаты уже пять лет. У пары родились трое детей, а кроме того, у Дениса есть еще дочь от предыдущего брака (редакция располагает копиями свидетельств о рождении. — Прим. ред.) Тем не менее в сентябре ему пришла повестка в военкомат.
— Пришли домой, когда он был на работе, — рассказывает Екатерина. — Я открыла дверь, мне сказали, что ему пришла повестка, пусть явится в военкомат до 30 сентября. Он съездил туда. Была комиссия из пяти человек, все они знали, что у него трое маленьких детей. Но просто все молча проголосовали за то, чтобы его мобилизовать. По здоровью не было никаких замечаний, сказали, что по военной специальности подходит — он гранатометчик. Так его забрали. Потом повестку перенесли на 4 октября, а через четыре дня, 8 октября, отправили на учебу в Печенгу.
Печенга — поселок городского типа в Мурманской области, где базируется 200-я отдельная мотострелковая бригада. Напомним, 8 октября туда отправили уже вторую партию северян — до этого, 30 сентября, туда уехала группа резервистов. На перроне их провожал оркестр, священник и глава Архангельска Дмитрий Морев — в тот день он извинился перед бойцами, что не присоединился к ним. Позже в Мурманскую область отправляли мобилизованных жителей Поморья еще два раза: 12 октября и 16 октября.
После того как Дениса мобилизовали и он пробыл в воинской части 10 дней, он сообщил жене, что на днях его могут отправить в зону СВО. Екатерина, узнав об этом, а также о том, что в Госдуме подтвердили отсрочку для отцов с тремя детьми, начала искать способы возвращения супруга.
— Его хотят завтра-послезавтра отправить на СВО! Говорили, что подготовка займет от двух недель, а прошло 10 дней, — рассказывала Екатерина в середине октября.Также она обратилась с этой проблемой к правительству Архангельской области — там ей посоветовали обратиться в военный комиссариат по месту жительства и пояснили, что данный вопрос решает непосредственно призывная комиссия.
«Это *****, что поделать»
17 октября Екатерина сходила в военкомат Архангельской области на улице Суворова, 35. Туда она принесла заявление на возвращение мужа домой и выдачу ему отсрочки. Как она говорит, приняли ее прямо в коридоре здания.
— Я им говорю: «У нас трое детей, плюс один от прошлого брака. Всего получается четверо». В ответ на это военком мне сказал, что закон действует с 12 октября. Я говорю: «Так ведь за неделю он не перестал быть многодетным. Примите заявление, позвоните в часть и решите этот вопрос. Как я одна с детьми буду? Ведь люди не возвращаются оттуда!» Он сказал: «Это ***** (спецоперация — спикер использовал запрещенное актуальным законодательством слово. — Прим. ред.), что поделать». Я расплакалась. Он, конечно, заявление взял, но куда он его дел, я не знаю. Сказал: «Пишите в прокуратуру».
Также девушка звонила на горячую линию, по телефону 122. Там ей посоветовали позвонить в военкомат на проспекте Троицком, 161, откуда мобилизовали Дениса. В этом здании находится военный комиссариат Архангельска, Новодвинска, Приморского и Соловецкого районов.
По новому адресу ей сказали написать новое заявление, а копии документов принести в другой военкомат — снова на Суворова, 35. Именно это Екатерина и сделала в тот же день, несмотря на то, что ей было трудно отпроситься с работы, а кроме того, были дела с маленькими детьми.
Денис, в свою очередь, в эти дни подал руководству рапорт на отсрочку:
— Пока связь с мужем есть, — писала Екатерина. — Там начальство в шоке, что его призвали. В части запросили копии документов. Он рапорт написал, чтобы отсрочку дали. Пока что он на рассмотрении.
«Только командир части вправе решить его судьбу»
В военном комиссариате Архангельской области объяснили 29.RU, что мужчину призвали на законных основаниях и в военкомате решить его судьбу было уже невозможно. Там посоветовали, — если жена считает, что действия комиссии были неправомочны, — подать жалобу в призывную комиссию АО, а также в администрацию губернатора.
— Суть в том, что на данный момент северянин — военнослужащий воинской части, — пояснили в военкомате. — И только командир части вправе решить его дальнейшую судьбу. Можно только предположить, что после выхода официального документа Правительства РФ о том, что не должны призываться мужчины с тремя детьми (а его пока нет), будет дано соответствующее разъяснение Минобороны по данной ситуации и прописаны действия командиров воинских формирований.
Поправки в закон тем не менее до сих пор не были приняты, хотя в Госдуме сообщают, что многодетные отцы освобождены от мобилизации.
«Обратилась в прокуратуру — все зашевелились»
Почти месяц Екатерина и Денис ждали какого-либо решения от военкомов и руководства части. Но время шло, а ситуация так и не менялась.
— Не знаю, что там происходит, но говорили что вроде бы как отпустят, — пояснила супруга. — Заявление от него приняли, но в итоге сказали, что до середины ноября они будут в учебке. Не понимаю, почему его держат там — он так же со всеми ходит на стрельбы. Если планируют отправить домой, тогда для чего его там так долго держать?
Уже в середине ноября отчаявшаяся жена решила снова попытать счастья в военных комиссариатах Архангельска и региона. Она еще раз съездила в оба здания и снова написала заявления для возвращения мужа. Но военкомы стали объяснять, что не они должны отзывать мобилизованного — по их словам, всё это делает воинская часть, где находился Денис.
После этого, по словам Екатерины, Денис снова написал рапорт об отсрочке, но в этот раз ему не разрешили написать в документе «шапку» — кому именно направляется эта бумага. Северянка говорит, что без этого у мужа получился не рапорт, а простая записка.
Узнав об этом, девушка решила действовать по-другому и направила обращение в прокуратуру города Заозерска в Мурманской области.
— И тут все зашевелились! — рассказывает она. — В части со мной начали грубо разговаривать, мол, зачем я обратилась в прокуратуру? На это я ответила: «Потому что вы мне не можете ничего сказать, сваливаете на военкомат, а военкомат — на часть». В этот же день к мужу подошли и дали написать нормальный рапорт, как нужно. Комиссариат всё проверил, все данные.
Позже девушке позвонили с горячей линии для помощи мобилизованных — там уточняли, сколько в семье детей, и сказали, что в течение 10 дней рапорт будет на рассмотрении.
Вечером 24 ноября Екатерине позвонили из прокуратуры Мурманска. По телефону ей сообщили, что ее мужа отпускают — он сдает оружие, форму и отправляется домой. Денис прибудет домой в Архангельск 2 декабря.
— Всё-таки у меня получилось! — говорит Екатерина. — Только благодаря прокуратуре муж возвращен. Спасибо им огромное — мне одной с детками тяжело. Я очень счастлива, что вся семья в сборе и Новый год мы будем встречать вместе. Пусть люди, которые столкнулись с такой же ситуацией, не опускают руки. Вернуть многодетного отца можно, хоть и трудно.
То, что отцы трех детей до 16 лет получат отсрочку от частичной мобилизации, ответственный секретарь областной призывной комиссии Владимир Ананьев впервые подтвердил на брифинге от 14 октября. До этого о новом правиле сообщали в Госдуме, сославшись на решение Министерства обороны. При этом призывная комиссия Архангельской области не получала разъяснений от Минобороны о возвращении уже призванных многодетных отцов.