Ремонт дорог для любого города — дело важное, а для Архангельска и области местами просто необходимое. Этим летом водители буквально проваливались под землю сквозь асфальт. С осенью пришли не только дожди, но и работы на дорогах — они активно ведутся под ливнями и в лужах. Жители возмущаются: надолго ли хватит такого ремонта? Они снимают процесс на видео и делятся этим в соцсетях. Разбираемся, будет ли от таких ремонтов толк.
«Народ и этим доволен за неимением лучшего»
Один из случаев такой укладки автолюбители заметили в Соломбале — там водители заметили, как укатывают полосу свежеуложенного асфальта после моста в сторону Маймаксы. Работы проводят при мелком дожде. Трудящиеся — в специальных салатовых плащах, а проезжая часть — зеркальная от воды.
— Кошмар! — комментирует автор видео и показывает клубы пара над новым слоем асфальта.
При незначительных осадках влага в асфальте, нагретом до 150 градусов и выше, испаряется. Отсюда и пар.
Ещё один свидетель сфотографировал рабочих недалеко от ТЦ «Гиппо», при повороте на улицу Нагорную. Они тоже вели работу во время дождя, поэтому автолюбители сомневаются, что дорога будет качественно отремонтирована.
— Я думаю, что это всё полумера, — комментирует свое фото архангелогородец Василий. — На левом берегу, на Пирсах положили асфальт толщиной 3 см, и тоже в дождь. Асфальта там не было 15 лет.
«Местные жители шутят, что теперь будут разуваться на новой дороге, перед тем как наступить»
— Так же, на мой взгляд, и на адмирала Макарова, как раз у школы №77. Всего этого асфальта не будет уже весной, я считаю, это так — пыль в глаза. Но наш народ и этим доволен, за неимением ничего лучшего, — говорит Василий.
Деньги — в июле, асфальт — «под снег»
Ещё один водитель, подмечающий такую практику в городе, — депутат Архангельской гордумы Александр Гревцов. Он считает, что проблема гораздо шире: асфальт продолжают укладывать в дождливый сентябрь потому, что контракты на работы заключены слишком поздно.
— Ремонты выполняются «своевременно» по двум причинам, — объясняет он. — Первая — общая бестолковость властей, которые не могут своевременно объявить торговые процедуры на выполнение ремонтных работ. И объявляют их только в мае-июле, а надо в декабре предыдущего года. Вторая — отсутствие грамотного финансового планирования как в регионе, так и в стране в целом: если деньги на ремонт дороги выделяются в июле, то вряд ли работы завершатся при благоприятных погодных условиях. Отсюда и укладка «под снег».
«Переделывать — это очень большие деньги»
Мы обратились в компанию «Севдорстройсервис», которая ремонтирует асфальт в городе, с просьбой пояснить, можно ли укладывать новое покрытие, когда с неба моросит. Первый заместитель гендиректора Андрей Тонкий утверждает, что их работники не работают под дождем.
— Влажность была, но мы не считаем, что она совсем критичная, — говорит он. — У нас в сухую погоду было хорошо подготовлено основание дороги для эмульсии. А эмульсия, которой мы поливаем основание, на 50% состоит из воды и на 50% из битума. Потом на нее уже укладывается асфальт. А мелкий моросящий дождь не сильно отличается от этой эмульсии по влажности. Сейчас надо заканчивать контракт, поэтому мы работаем, ищем какие-то паузы между зарядами дождя. Когда дождь заканчивается — мы работаем. Дождь идёт — мы останавливаемся. Мы не работаем в ливень — это глупо, сами же потом будем исправлять. У нас есть гарантийные обязательства — четыре года гарантии.
«Переделывать — это очень большие деньги. Мы 20 лет уже занимаемся асфальтом — ни разу никаких проблем не было»
«Вода — главный враг в любом строительстве»
Так все же: можно или нельзя работать, когда с неба падает влага? Инженер ГК «Профмакс» по дорогам Сергей Фазлиахметов считает, что можно.
— Соответствие нормативам достигается путём соблюдения правильного технологического процесса укладки асфальтобетонной смеси, — поясняет он. — А именно — выполнение подгрунтовки битумной эмульсией, контролем температуры укладываемой смеси, время и температура уплотняемого асфальтобетона. Данный технологический процесс вполне возможно соблюсти независимо от краткосрочных осадков. Попросту говоря, однозначно ответить про дождь нельзя. Можно и в солнечную погоду некачественно сделать, а можно в дождь в соответствии с нормативами.
А вот президент Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве Александр Малов уверен, что работы надо выполнять всухую, допускается разве что незначительный дождь.
— Если мы говорим про горячий асфальт (обычно используют для строительства дорог и капитального ремонта, — Прим.ред.), то его просто нельзя укладывать при занижении температуры и в дождь. Асфальт твердеет при низких температурах, что может усложнить укладку или сделает это невыполнимым. А вода — и вовсе наш главный враг в любом строительстве.
«Чем больше влаги, тем хуже: влага попадает в трещину, а потом рвет асфальт — при замерзании расширяется»
Как видим, почетный дорожник не советует вести капитальные ремонты и строительство в дожди. Однако работы бывают менее масштабные, и для них могут использовать другой вид асфальта — холодный, который не так уязвим к низкой температуре и влаге. По прочности он горячему уступает, поэтому используют его для ямочного ремонта. Зато такие мелкие работы можно сделать даже при довольно низких температурных показателях. Кроме горячего и холодного есть еще литой асфальт — такому влага не помеха, если это, конечно, не ливень.
Кстати, ранее в администрации Архангельска сообщали, что в городе отремонтируют 21 дорогу до конца октября. Полный список улиц можно посмотреть в нашем материале. А кроме того, область получила 300 миллионов рублей из федеральной казны на строительство дороги от Архангельска до Онеги.
Главный объект для ремонта дорог в этом году — Северодвинский мост. Его закрывали с 15 до 28 июня. После открытия многих водителей неприятно удивили выпуклые деформационные швы. В городской администрации уже объяснили, когда их уберут. С двух сторон моста продолжают скапливаться пробки — это по-прежнему заставляет нервничать водителей.
Если городских жителей возмущает ремонт под дождем, областные из-за плохих дорог оказались в ситуации похуже — иногда скорая помощь добирается до пациента верхом на грузовике.