14 лет! Именно столько на набережной Архангельска строят главный городской храм — Михаило-Архангельского кафедральный собор. Ради этого проекта архитектор Дмитрий Яскорский ушел с работы в правительстве Поморья: он хотел полностью сосредоточиться на строительстве и внутренней отделке собора. Публикуем важные мысли о деле его жизни (так он сам говорит!) — о местных иконописцах, ценах на мрамор и количестве денег, вложенных в собор.
Дмитрий Яскорский родился и вырос в Баку, учился в вузе в Волгограде. В 1985 году переехал в Архангельск. Работал в ООО «Гражданпроекте», занимающемся проектированием зданий. В 1990 году получил должность главного художника Архангельска, а затем в течение 10 лет работал главным архитектором города. С 2000 по 2019 годы — главный архитектор Архангельской области. Спроектировал и следит за постройкой Михаило-Архангельского кафедрального собора, возведение которого называет делом всей своей жизни.
«Такой собор можно построить за 3-4 года», почему тогда так долго?
— Работы еще очень и очень много. При нормальном финансировании, если у нас будет такая возможность, чтобы полностью закончить всю отделку собора, нам надо два года. Фактически мы построили собор, но еще нужно около 400 миллионов рублей.
Строительство ведется с 2008 года, и одновременно с ним ведутся и проектные работы, это непрерывный процесс. Конечно, когда есть финансовая возможность и заранее подготовленный проект, на который уходит минимум полтора-два года, такой собор можно построить за три-четыре года. Но, например, Троицкий собор в Архангельске строился больше 30 лет, это нормальная практика. Во времена царской России храмы тоже строились на пожертвования, бюджетного финансирования было очень мало.
В Москве и Санкт-Петербурге [где строят быстрее] — другие финансовые возможности, там гораздо больше благотворителей и инвесторов. К сожалению, у нас нет таких возможностей — у нас нет нефтяных скважин.
Цемент дорожает, мрамор — нет: как меняются цены
— Сегодня очень сильно растут цены на строительные и отделочные материалы, вы это прекрасно знаете. Вместе с тем есть некоторые позиции, которые держатся стабильно на протяжении трех-четырех лет — например, мрамор, который мы везем с разных уголков планеты. Он остается в одном ценовом диапазоне и значительно не поднимается, в отличии, например, от металла или цемента, которые дорожают на сотни процентов.
В соборе мы не везде планируем использовать дорогой мрамор и гранит. Там, где архитектурные элементы находятся на значительной высоте, нет необходимости делать их в мраморе — всё равно это визуально не воспринимается. Несмотря на грандиозность проекта, всё-таки мы стараемся экономить. Например, венчающие капители на столпах — это гипс. Нет никакого смысла делать их из натурального камня. А карниз четвертого этажа будет раскрашен под мрамор, но и это тоже гипсовый элемент.
О «зарабатывании» на строительстве
— Здесь никто не зарабатывает, начиная с генподрядчика. Никто не извлекает большой прибыли — в лучшем случае только на минимальном уровне рентабельности. А в худшем — по нулям, что не приветствует налоговая инспекция. Если бы это был коммерческий объект, то такое строительство обошлось бы инвестору где-то около 4 млрд рублей. Такая экономия достигается благодаря тому, что строительство ведется на пожертвования, и каждая копейка очень дорога.
На сегодняшний день общий объем вложений составляет примерно 1 млрд 100 млн рублей. Для такого огромного здания с таким уровнем отделки — поверьте, это очень и очень немного. Есть разные способы вложений от наших благотворителей: прямые закупки различных видов материалов, оплата конкретных работ. Есть и финансирование непосредственно денежными средствами, которые поступают в наш фонд.
За это им тоже огромное спасибо.
Кому нужны «именные» кирпичи в стенах собора
— По нашим оценкам, «именных» кирпичей в соборе около 10 тысяч. Святейший патриарх Кирилл подписывал свой еще в 2009 году, а мы его вложили в стену в 2015 году, когда он второй раз посещал собор. Владыка Тихон тоже подписывал свой кирпич, он тоже здесь есть. Но на самом деле, это не главное. Кирпичи скрыты за штукатуркой, за камнем и так далее. Это важно в первую очередь для тех семей, которые могут сюда прийти, привести детей и сказать: «В этих стенах есть и мой кирпич».
О росписи стен без местных художников
— Роспись в соборе делается уже три года, и я думаю, что на это уйдет еще не менее двух лет. Есть очень много факторов, которые влияют на это. Например, ограниченное количество художников, которые способны работать быстро и качественно. В среднем, цена росписи одного квадратного метра — в пределах 25 тысяч рублей. Есть иконописцы, которые не берут меньше 30–40 тысяч за квадратный метр. А есть те, кто работает в диапазоне 10–15 тысяч.
У нас [в Архангельской области] есть замечательные православные живописцы, но они работают в каноне — в том стиле иконописи, в котором писали Феофан Грек и Андрей Рублёв. А мы расписываем храм в академическом стиле, исключительно исходя из того, что всё архитектурное решение [собора] — в русском стиле, который имеет большой объемом академических приемов.
«Здесь с каждым плинтусом надо работать»
— Это самый большой и крупный собор в Архангельске. Получилось, можно сказать, дело всей моей жизни. Причем стадия разработки интерьеров требует гораздо больше времени, чем разработка архитектурных проектов. Здесь с каждым плинтусом надо работать. Надо знать очень большое количество разных материалов — металла, дерева, разных видов камня, взаимодействие этих материалов. На это уходит просто безумное количество времени.
Когда наступило время делать интерьеры — это началось примерно 7 лет назад — мне пришлось принимать решение: либо интерьеров не будет, а я остаюсь главным архитектором области, либо уходить с этой работы для того, чтобы сосредоточиться на строительстве и проектировании собора. Уже в тот момент плохо получалось совмещать эти занятия. Надо было выбирать одно из двух, и я выбрал работу над собором.
Ранее Дмитрий Яскорский специально для 29.RU показал, что сейчас происходит внутри собора, а также рассказал на видео, сколько нужно лет, чтобы завершить все работы.
Напомним, в этом месяце Михаило-Архангельский собор готовили к освящению, которое должен был провести патриарх Кирилл. Первосвященника ждали в Архангельске 19 августа, но его визит отменили из-за изменения рабочего графика. К прибытию главы РПЦ в городе набирали волонтеров и решили благоустроить пространство вокруг собора. Например, закрыли баннером разрушающийся фасад здания духовной консистории на набережной Северной Двины, 34.
Несмотря на то, что патриарх не прилетел в Архангельск, его удостоили высшей награды Архангельской области — он стал почетным гражданином нашего региона. Мы выяснили, за какие заслуги ее дают. А еще рассказали, как он путешествовал в Поморье с 2009 года, и как к этому относятся местные жители.