Лента новостей в сентябре оказалась полна тревожными сообщениями. И дело не только в объявленной 21 сентября Владимиром Путиным частичной мобилизации. Осень вообще такое время, когда световой день становится сильно короче, и от этого многие впадают в меланхолию и даже депрессию. Состояние людей с психическими расстройствами и вовсе обостряется. Доходить может и до самого страшного: вспомните только недавнюю стрельбу в школе Ижевска, хотя и местных жутких новостей — тоже достаточно. В этом тексте разбираемся с экспертами, как осень и стресс, связанный с обстановкой в стране и мире, влияют на нашу психику. И можно ли помочь себе, чтобы сохранить свой рассудок и эмоциональное состояние в порядке.
Ходят с оружием, нападают с ножом: осенние преступления
Только за последние две недели мы писали сразу о нескольких мужчинах из Поморья, которых задержали из-за их неадекватного и пугающего поведения:
неизвестный проник с отверткой на территорию детского сада на улице Воронина;
а по улице Советских Космонавтов ходил мужчина с макетом пистолета-пулемета;
в Новодвинске задержали мужчину, гуляющего по улице с ножом.
Нередко именно осенью появляются новости и о суицидах. Так, в Архангельске недавно погиб мужчина, упавший с Краснофлотского моста. Одна из версий случившегося, которую рассматривали следователи, — самоубийство. Однако несколько лет назад мы уже общались с психотерапевтом Еленой Тахтаровой о том, есть ли связь между осенней хандрой и случаями суицида, может ли первое быть весомой причиной для второго. Она ответила, что утверждать этого нельзя: как правило, у людей есть более глубокие причины совершить подобное.
Если мы обратимся к преступлениям, приведших к жутким последствиям, то увидим, что многие из них тоже произошли осенью. Буквально на прошлой неделе вспоминали историю с гибелью юного северодвинца Димы. Парень шел вечером по улице, и на него напал неизвестный с ножом. Позже выяснилось, что у напавшего было психическое расстройство, зачем убил мальчика, он объяснить не смог. Хронику событий мы представили в небольшом, но емком видео, а также поговорили с мамой Димы Ириной.
Еще один дикий случай произошел в 2019 году в Нарьян-Маре. Наверняка, многие помнят эту историю: 31 октября во время тихого часа мужчина зашел в детский сад и зарезал одного из спящих детей.
«Это приказали сделать голоса», говорил он. Следователям мужчина сообщал, что принял спящего ребенка за демона или чудовище и убил. Во время обыска у него нашли листки с информацией про детский сад «Сказка», состав групп и распорядок дня.
Экспертиза нашла у мужчины психическое расстройство, по суду его отправили на принудительное лечение, как, кстати, и северодвинца, признавшего вину в гибели Димы.
Конечно, самый резонансный случай последнего времени — стрельба в школе Ижевска. Там погибли 11 детей и шесть взрослых: в школу с оружием пришел ее выпускник. По информации главы Удмуртии, он находился на учете в психоневрологическом диспансере.
Психика привыкает к негативу? Мнение психиатра
Все эти случаи, конечно, исключения из правил: не каждый осенью возьмется за оружие, даже если настигла хандра. Этому могут быть подвержены те, у кого уже диагностированы психические расстройства. Но обострения возможны и у людей с подвижной психикой в целом. Почему так происходит именно в осенний период, спросили у психиатра и врача-нарколога Василия Шурова.
Василий Шуров — психиатр и врач-нарколог с 15-летним стажем, главный врач клиники «Медтайм» (г. Москва). Автор книги «Успокойся и слушай доктора». Сфера профессиональных интересов: диагностика и лечение апатии, депрессии, неконтролируемой агрессии, булимии, анорексии, панических расстройств, страхов и фобий, маниакально-депрессивного психоза, навязчивых состояний, шизофрении и других психических расстройств.
— Люди зависимы от солнечной активности, поэтому, естественно, по мере уменьшения светового дня возрастает количество депрессий. Могут усиливаться суицидальные мысли в такое время. По статистике, обострения в осенний период отмечаются и у людей с биполярными расстройствами, с шизофрениями — со всем, что касается большой психиатрии, — прокомментировал 29.RU эксперт.
Мы спросили, как влияет на психику людей сегодня сложившаяся в стране ситуация: для большинства объявление частичной мобилизации стало стрессом. Может ли это быть причиной криминальных эпизодов? По мнению Василия Шурова, такие новости стали появляться в публичном поле чаще из-за настороженности людей. В другое время, возможно, они бы и не обратили внимания и не сигнализировали бы в полицию:
— Мы должны учитывать, что в связи с тревожной обстановкой и полиция приведена в повышенную готовность. Сейчас больше людей с нестабильной психикой будут попадать в поле зрения правоохранителей. Это нормальная история.
Интересуемся, какой реакции людей с точки зрения психиатрии можно ожидать на саму частичную мобилизацию. Как объясняет врач, тот момент, что мы уже несколько лет живем в стрессовой ситуации (сначала ковид, потом — старт спецоперации), позволяет психике адаптироваться быстрее:
— То, что случилось сейчас, нельзя назвать, образно говоря, 22 июня 1941 года, когда действительно внезапно всю страну парализовало. Мы эти тенденции видели. Люди сразу примерили, попадают ли они под призыв по частичной мобилизации: большая часть граждан совершенно спокойно пошла, кто-то попытался дезертировать. Да, турбулентность высокая, количество негативных новостей огромное, но психика привыкает. Это ее защитный механизм.
«Когда обстановка всё время напряжена, мозг снижает чувствительность и более спокойно на многие вещи реагирует»
Василий Шуров уточняет, что подобные ситуации отражаются на тех, кто не умеет держать стресс. В первую очередь это люди с зависимостями: они могут сорваться, даже находясь в ремиссии долгое время. Всплеск таких срывов наблюдался в начале спецоперации, тенденция отмечается и сейчас.
— Стресс вызывает у людей тревогу, депрессии. И тогда они вспоминают, что всё это можно «подлечить» допингом, и так срываются. С обострениями столкнулись также невротики, люди с тревожными расстройствами личности, нарциссы. Они чаще могут совершать импульсивные действия, хотя раньше сдерживались. Но, естественно, здоровее эта ситуация никого не делает.
Наш собеседник уточняет, что реакция на стрессовую ситуацию, в которой оказались мы все, может иметь и отложенный эффект:
— Это может вылиться в комплексное посттравматическое расстройство, когда человек не может поверить в свои силы, постоянно прокручивает ситуации из прошлого. Таким мы помним поколение Великой Отечественной войны, которое столкнулось с большим количеством смертей. Мы отчасти такой опыт пережили в пандемию.
Когда мы говорим о частичной мобилизации, обычно считается, что существенный удар это наносит по психике мужчин, ведь призывают в основном их. Наш эксперт убежден, что больших различий между тем, как переживают женщины и мужчины, нет. Даже так: большая психологическая нагрузка ложится на тех, кто остается здесь: на жен, матерей, детей.
Василий Шуров дает несколько советов, как справляться в такой момент:
— Я тут процитирую Виктора Франкла, человека, который прошел концлагерь, придумал феноменологию (область психологии. — Прим. ред.). Он сказал: «Первыми ломались те, кто верил, что всё вот-вот закончится. После них — те, кто вообще не верил, что это когда-нибудь закончится. Выжили те, кто фокусировался на своих действиях без ожиданий того, что может или не может произойти». Нужно искать опору в том, что ты реально можешь сделать: заниматься детьми, благотворительностью — кто в чем себя находит. Если не получается, то тогда, конечно, нужно идти к специалисту: нельзя доводить себя до состояния острого горевания, как будто вы уже потеряли близкого человека.
Сядьте на диету хороших новостей: как еще преодолеть стресс и тревогу
С клиническим психологом Сергеем Куликовым мы общались, когда только началась специальная военная операция. Тогда он рассказал, как справиться с тревожностью и негативными эмоциями, а также объяснил, нормально ли испытывать чувство вины и личную ответственность за происходящее.
Сергей Куликов — клинический психолог высшей категории, заведующий патопсихологической лабораторией Архангельской клинической психиатрической больницы, ассистент кафедры психиатрии и клинической психологии СГМУ. Стаж работы психологом — 21 год. Специализируется на пато- и нейропсихологической диагностике, психологической коррекции.
У Сергея мы спросили, отличаются ли проявления эмоции сейчас от тех, что мы испытали в феврале, когда только началась спецоперация.
— Проявления стресса всегда примерно одинаковые. Организм реагирует на стресс по схеме «бей или беги»: кто-то становится более агрессивным, выбирая позицию «бей», кто-то решает проблему, убегая от нее. Но сейчас проявления усилились. Это заметно по тому, что больше люди стремятся проговаривать свою тревогу, — рассуждает эксперт.
По его мнению, в любые времена стресс лучше переживают жизнестойкие люди: они умеют абстрагироваться от внешнего мира, занимаясь своим делом. Те, кто изначально склонен к переживаниям, в нестабильный момент поддаются тревогам сильнее.
— Но совершенно точно, градус напряжения повысился у всех, даже у неврозоустойчивых людей. Им приходится прилагать больше своих адаптационно-компенсаторных возможностей, чтобы держать себя в руках, — комментирует Сергей Куликов.
Он, как и Василий Шуров, отмечает, что называть частичную мобилизацию более стрессовой ситуацией для мужчин, чем для женщин, не стоит. Градус переживания зависит от того, насколько происходящее сочетается с личными смыслами конкретного человека.
— Некоторые мужчины не паникуют, а, наоборот, к примеру, активизируются, идут в военкомат. То есть они видят смысл в том, чтобы пойти и защитить Родину, соответственно, они чувствуют себя спокойнее, — объясняет психолог.
«Для кого частичная мобилизация не является личностным смыслом, будут стрессовать, бежать, прятаться. Чаще к этому склонны потенциальные невротики»
Мы попросили его сформулировать несколько рекомендаций, как справляться с тревогой сегодня и мужчинам, которые могут быть призваны (или с ними уже это случилось), и их родственникам. Некоторые из них мы сформулируем кратко, а некоторые потребуют расшифровки.
Как справиться с тревогой: советы психолога
1. Выполняйте простые повседневные дела, которые позволяют вам сконцентрироваться на себе (это может быть и стирка, и выгул собаки).
2. Сделайте эти дела своими ритуалами. Это создает ощущение подконтрольности того, что происходит в нашей жизни. Нужно четко разделять: есть вещи, которые мы контролируем (себя, настроение), и те, что не входят в зону нашей ответственности (погода, решения властей), но переживаем из-за них мы чаще.
3. Соблюдайте диету хороших новостей. Сейчас люди постоянно отслеживают новости, из-за чего часто впадают в панику и не знают, что делать. Для получения информации следует выбрать время, когда вы находитесь в ресурсном состоянии (по полчаса утром и вечером достаточно). Постарайтесь также избегать обсуждения негативных новостей в компаниях, если ваш собеседник настаивает на разговорах об этом, на время прервите контакт (человек уже успокоится, а вы придумаете, на какую тему сменить).
4. Избегайте аббревиатур. Например, мы часто слышим СВО вместо «специальная операция». Эти аббревиатуры уже пропитаны негативными аффективными реакциями, так как через них подается информация в СМИ.
5. Ищите опору в реальном мире. Если идете по улице, обращайте внимание на геометрию вокруг, на цвет. Всё это можно сфотографировать, в голове прокрутить, записать. Можно придумать себе по несколько слов каждый день и подбирать к ним ассоциации в окружающем мире. Так мы проживаем осознанную жизнь: с нами происходит то, что запланировали мы, а не кто-то за нас.
6. Ведите дневниковые записи. В них важно сосредоточиться на своих ощущениях: это тоже останавливает поток инстинктивных ощущений и дает возможность сконцентрироваться на осознанных переживаниях и ощущениях.
7. Заставляйте себя делать вдохновляющие и полезные дела. Это могут быть регулярные походы в театр, чтение книг. Это помогает организовать время, снизить уровень беспокойства и дает вам же ощущение успеха.
8. Учите что-то новое.
Почему важно соблюдать эти рекомендации, Сергей Куликов объясняет так:
— У нас есть промежуточный мозг — он отвечает за инстинкты, эмоции, переживания, а есть лобные доли, которые ответственны за контроль, за реализацию действий. Эти советы помогают пригасить промежуточный мозг и активизировать лобные доли, чтобы у вас получалось отрегулировать свою жизнь.
Еще несколько советов наш собеседник сформулировал для женщин, чьи мужья, сыновья, братья уже мобилизованы и уехали:
— Первое — нужно подвести баланс отношений с этим человеком. Для этого берется простой лист, выписывается 10 положительных и 10 отрицательных вещей, которые связаны у вас с ним. Сделав это, вы подводите итог: понимаете, что вы этого человека любите, что у вас с ним длительная история, которая связана как с позитивом, так и с негативом. Не нужно выводить всё только в плюс. Второй этап — пишите от руки так называемые аффирмации: например, «Мой муж (сын, брат, отец) вернется живым и здоровым». Это важно опять же потому, что позволяет концентрироваться на своих действиях, а еще создает образ позитивного будущего.