Многие архангелогородцы, проезжавшие по Маймаксе, замечали одиноко стоящий у дороги деревянный дом. Местные называют его просто «шестнадцатым» (по адресу — Маймаксанское шоссе, 16), но у него еще больше прозвищ — «дом-призрак», «капустный» и почему-то «цыганский», хотя цыган здесь не было. Почему он стоит здесь в одиночестве? Кто в нем жил? Действительно ли здесь работала больница? Отвечаем на эти вопросы с помощью старожилов.
Обо всем важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
Внутри — никого. Вокруг — только поля
Чтобы увидеть дом, нужно проехать по шоссе мимо Маймаксанского кладбища, а затем — мимо поселка 21-го лесозавода. Рядом протекает река Соломбалка, а чуть дальше одинокой деревяшки будет уже поселок Гидролизного завода.
«Шестнадцатый» — это двухэтажная деревяшка с двумя подъездами. Рядом с ним стоят сараи и оборудованы небольшие огороды. Вокруг — только поля.
Сайт «Старый Архангельск» утверждает, что дом был построен в 1936 году, а рядом с ним проходил трамвай — рядом была остановка «по требованию». Раньше в здании были проходные подъезды, но после капремонта их переделали.
С виду дом довольно крепкий — по крайней мере, в центре Архангельске можно встретить деревянные здания в намного худшем состоянии. По всей видимости, в нем никто не живет. Обе двери оказались заперты, причем на одной из них висит основательный навесной замок. В одной из квартир на втором этаже нет окон — скорее всего, при переезде хозяева забрали с собой стеклопакеты. Если где-то здесь и появляются жильцы, то в помещениях на первом этаже, по крайней мере так все выглядит.
У дома видны следы от автомобилей, а рядом на земле лежат свежие доски, из которых здесь что-то собирают. С торца дома — большая куча строительного мусора. А позади — огороженные заборами огороды. Видимо, ими пользуются до сих пор.
Больница? Дом отдыха? Немецкая постройка?
Пользователи Сети высказывают разные теории о 16-м доме. Кто-то, например, считает, что рядом с 16-м домом хотели построить и другие, чтобы застроить это место.
— Насколько мне известно, в этом месте планировалось строительство большого количества домов, но, по какой-то причине от этой идеи отказались, — пишет архангелогородец.
— Причина одна — весной там из-за наводнения всё плавает, даже сейчас, — отвечает другой пользователь.
Люди вспоминают, что когда-то в доме жил мастер, который шил корпуса для катеров. Рыбу там ловят до сих пор — говорят, что в мае там хорошо клюет сорога.
— Про этот одинокий дом говорили, что он «на семи ветрах», — пишут местные.
— Не знаю, байка это или нет, что строили его немцы. Рядом было гороховое поле, и мы пацанами ходили за горохом, — пишет уже взрослый мужчина.
Есть и откровенные мифы, которые сложились вокруг этого здания:
— Шестнадцатый дом, во времена Советского союза был дом отдыха, а в 70-х годах санаторий был закрыт, — рассказывает один.
— Этот дом был раньше больницей, другими словами — санчастью, — гласит еще один слух.
«Капустный дом» и его обитатели
Мы пообщались с несколькими людьми, которые так или иначе связаны с этими местами. Северянка, муж которой работал на Маймаксанской судоверфи (сейчас — БТО АТФ), рассказала 29.RU, что дом был построен заводом еще даже до начала Великой Отечественной войны. Селили туда тех сотрудников, что работали на подсобном хозяйстве.
— Слышала такую историю: дом называли «капустным», так как его выстроили для тех, кто на поле выращивал овощи — преимущественно капусту и картофель для сотрудников судоверфи, для столовой и детского сада-яслей. Овощеводы также были сотрудниками верфи. Дом выстроили в стороне от поселка, чтобы люди меньше тратили времени на дорогу, да и из соображений сохранности выращенного.
По словам северянки, на территории поселка 21-го лесозавода располагалось здание для хранения овощей, которые выращивали на здешних полях. Позже в нем работала пожарная часть, а сейчас этого здания уже нет.
По словам архангелогородки, «капустный дом» недавно расселили. Интересно, что в поселке были построены еще три дома по такому же проекту.
— В двух домах, по адресу Мезенская, 12 и 13 до сих пор живут люди. Они находятся на берегу Маймаксанского рукава. И ещё был дом по адресу: Маймаксанская, 75. Этот дом в 50–60-е годы прошлого века называли «директорский». В нем проживали руководители завода и их семьи. Дом находился рядом с проходной завода, до настоящего времени не сохранился.
Архангелогородец Олег подтверждает, что на полях садили овощи:
— Когда я был маленьким, помню, стояли там трактора. И видел комбайн в 80-м году примерно. В 90-е там землю раздавали, и многие копали грядки. А больница была [не в этом здании, а] на 22-м лесозаводе, у моста, — объясняет он.
Екатерина Михайлова сейчас живет в другом городе, но помнит, что в 80-е годы в 16-м доме проживали, в основном, пенсионеры. Квартиры внутри были коммунального типа — но ее дедушка и бабушка стремя детьми жили в отдельной трехкомнатной квартире. Также она помнит, что кроме огородов вдоль реки Соломбалки еще и стояли погреба.
— В этом доме жили мои бабушка — Пахомова Александра Александровна и дедушка — Пахомов Александр Сакердонович. Они работали на 21 лесозаводе: дед в ЖКУ, а бабушка принимала лес, который сплавляли по воде. Мой папа, Пахомов Валентин Александрович родился в этом доме в 1946 году. Он слышал, что там хотели построить поселок — может, война помешала. Так он и остался стоять в одиночестве. Дом строили для работников 21 лесозавода — он был ведомственный, а уже потом там жили одинокие пенсионеры вплоть до 2000 годов, наверно. А потом — кто умер, кого переселили…
У Екатерины сохранились прекрасные воспоминания о детстве, которое она проводила в этом доме. Но она замечает, что людям там было не очень удобно жить — магазины, больницы и баня были далековато.
— В послевоенные годы около дома были поля, где выращивали картошку и капусту какие-то сельхозартели, — рассказывает она. — Всё это охраняли сторожа. Был там и сарай, где хранили плуги и другой сельхозинвентарь, и там же жили лошади. Когда эти поля забросили, землю стали обрабатывать люди, которые жили в этом доме и на 21-м лесозаводе, многие садили картошку. А еще в округе косили траву, собирали ее в стога и вывозили на корм животным — то есть, скорее всего, всем этим заведовала какая-то сельхозартель.
Что еще почитать
«У меня, слава богу, унитаз»: как приходится жить в поселке 21-го лесозавода на окраине Архангельска.
Из Архангельска в Северодвинск: гуляем по Тойнокурью, где строят замки и жил губернатор (а еще мы посещали Зеленец, Заостровье, Пирсы, Левый берег, Исакогорку, Бревенник, Кегостров, Пустошь и поселок Талаги).
В прошлом — деревянная сказка, сейчас — суды: как живут люди в «узорчатых» кварталах Архангельска на 3-м лесозаводе.