RU29
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Архангельске

Погода

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -5

5 м/c,

зап.

765мм 51%
Подробнее
USD 91,98
EUR 100,24
Политика Новый глава города эксклюзив

«Городу нужны мужественные люди»: интервью 29.RU c главой про новые кадры и старые беды Архангельска

Мы спросили у Дмитрия Морева про работу УК, «мусорные» услуги, ветхое жилье и много чего еще

Одна из важнейших тем беседы — бюджет города. Он очевидно мал для того, чтобы областной центр мог развиваться

Мы встретились с Дмитрием Моревым практически через месяц после инаугурации, однако в администрации Архангельска он работает уже полгода и основные проблемы в системе отметил еще до того, как на него надели знак власти с аметистами и фианитами. Новому главе достались старые проблемы, и даже вечные, если говорить про «поехавшие» дома. Про результаты говорить пока рано, но про планы и уже запущенные процессы — вполне. Новый глава города рассказал, что уже изменилось с его приходом и как он планирует развивать наш город, для чего, как сам говорит, надо иметь «определенное мужество».

В день инаугурации Дмитрий Морев выступил с речью, в которой тезисно обозначил свои задачи

Дмитрий Морев закончил АГТУ по специальности «машины и оборудование лесного комплекса». Работал инженером, затем проходил службу в ФСБ России. С 2015 по 2020 год занимал должность начальника управления экономической безопасности и режима на предприятии «Севералмаз». 8 мая он стал советником Игоря Годзиша и замглавы Архангельска и руководителя аппарата. После отставки Игоря Годзиша и из-за болезни Даниила Шапошникова Дмитрий Морев временно исполняет обязанности главы города.

  1. Про бюджет города
  2. Про межбюджетные отношения
  3. Про коммуникации горожан с чиновниками
  4. Про открытость и качество работы УК
  5. Про новые кадры. В том числе из Волгограда
  6. Про переселение из аварийного жилья
  7. Про отток населения из Архангельска
  8. Про благоустройство города
  9. Про уборку придомовых территорий и улиц
  10. Про мусорную реформу в городе
  11. Про «озаборивание» города
  12. Что успел сделать
  13. Про нагрузку и график главы Архангельска
1

Про бюджет города

— Как вы можете оценить бюджет города? Ваш предшественник Игорь Годзиш говорил, что на те деньги, что есть у Архангельска, город-сад не сделать. Какие цифры мы имеем сегодня и сколько нам нужно в идеале для развития?

— Остается только согласиться со своим предшественником. Городской бюджет действительно не позволяет нам реализовать программы, которые решили бы большие проблемы. Бюджет следующего года несколько выше, чем 2020-го. И этого всё равно недостаточно, при этом есть дефицит — порядка 400 миллионов рублей, это 8,5% от собственных доходов, что, в принципе, допустимо (доходы составляют 10,875 миллиарда, расходы — 11,313 миллиарда. — Прим. ред.). Как вы знаете, бюджет Архангельской области тоже в достаточной мере скорректирован, и при этом тоже является дефицитным. Это не вызывает паники, нормальное явление, мы с этим спокойно будем жить и работать в следующем году.

Путь к главе выглядит как-то так, а если с точки зрения организации, то всё непросто — времени свободного у него очень мало
2

Про межбюджетные отношения

— Депутаты уже выступили с обращением к губернатору, чтобы в казне Архангельска оставалось больше доходов от налоговых поступлений. Вы будете этого добиваться? Или есть возможность получить поддержку федерального центра, чтобы соответствовать статусу столицы Арктики? Это реально сделать? Вам нужно будет выходить на губернатора? Также интересно, будете ли вы добиваться изменений межбюджетных отношений, чтобы больше средств оставалось в городе, а не уходило в область.

— Да, это вполне реально, и мы в этом направлении уже двигаемся. Вместе с командой городской администрации мы прорабатываем ряд определенных проектов, они связаны и со сферой благоустройства, дорогами и так далее. Думаю, в ближайшее время мы обратимся с этими проектами в правительство области, чтобы получить областную поддержку и федеральную. Механизмов для этого много.

Пока что в режиме пандемии прием граждан ограничен, однако, как гвоорит глава, социальные сети он пока ведет сам, и там ежедневно получает с десяток сообщений

— Основные наши доходы формируются за счет налогов НДФЛ. Чем больше в городе рабочих мест, тем больше бюджет. Поэтому если говорить про долгосрочную перспективу, то ключевое для нас — это развитие бизнеса, увеличение количества рабочих мест. И стремительного рывка за год не произойдет, мы это понимаем, но в то же время мы рассчитываем на определенные инвестиции.

Эффективны механизмы, связанные с повышением налоговых отчислений, и в перспективе — возвращение областного закона о статусе административного центра. Также можно изменить ситуацию через увеличение субсидий и субвенций из областного бюджета.

Что касается межбюджетных отношений, я обязан это делать. И я буду это делать.

3

Про коммуникации горожан с чиновниками

— Когда в Архангельске появится сервис для продуктивной электронной коммуникации жителей с чиновниками? Переписка по электронной почте может длиться месяцами.

— На самом деле, что касается электронных средств коммуникации, я не вижу особых сложностей, они есть и сейчас, и они развиваются. Я вижу сложности в другом. Зачастую жители обращаются в одно подразделение, ошибочно предполагая, что это его полномочия, и тогда работа с населением может быть некачественной. То есть жителю дают ответ: «Это не наша компетенция». Но механизм должен быть выстроен так, что даже если человек ошибся, то его обращение передадут в нужное подразделение и оно даст соответствующий ответ.

Ранее в интервью эксперт по экономике регионов Наталья Зубаревич говорила, что полномочия глав сегодня «отобраны на региональный уровень». Остается, по ее словам, только договариваться с губернаторами
4

Про открытость и качество работы УК

— Могли бы вы обязать управляющие компании вести сайты, соцсети, где оперативно они бы отчитывались перед жителями о проделанной работе? И как сегодня выстроена отчетность УК перед городом? И контроль города за качеством работы УК? Чтобы люди могли за свои деньги получать услуги, а если их нет, то оперативно сообщать об этом и получать разъяснение.

— Правительство области разрабатывает важные ресурсы для коммуникаций с жителями, это «Моё Поморье», например. Мы стараемся идти с ними в ногу, чтобы итоге мы все могли пользоваться одной системой, и у жителей, грубо говоря, было одно окно, куда можно было бы обратиться по разного рода проблемам. И обращения распределяют по муниципалитетам. В ближайшее время я собираюсь встретиться с министром связи Архангельской области, чтобы понять, как они будут развивать ресурсы и как мы в них можем встроиться. Поэтому повышение качества, я думаю, будет.

Что касается наших подрядных организаций, я подписан на их сообщества. У того же ПДУ есть круглосуточный диспетчерский центр, и они отчитываются, сколько поступило жалоб и сколько отработано или передано другому подрядчику, если это его территория.

На управляющие компании мы не можем воздействовать в приказном порядке.

— То есть они так не отчитываются?

— Нет, есть определенная форма отчетности управляющих компаний, но они не обязаны создавать собственные ресурсы для коммуникации с жителями. Однако есть единый ресурс — ГИС ЖКХ, где жители могут получить полезную информацию об их управляющих компаниях: контактные телефоны, директор, диспетчерская, лицензия. Администрация может только порекомендовать заниматься развитием подобных информационных ресурсов. До недавнего времени городская администрация параллельно развивала собственные ресурсы, но с учетом того вектора, который задают в правительстве области, как я уже сказал, будет единый ресурс, где люди смогут решать проблемы не только конкретной городской территории, но и собственного жилья.

Иногда тебя словно не существует для управляющей компании, как это было в истории с пенсионером из Турдеевска. С равнодушными УК «приходится вовевать», но и это не дает эффекта

— Очень много жалоб от читателей на работу УК. И экс-глава признавался нам, что на них сложно повлиять. Как быть, если услуга оказывается плохо? И что может со своей стороны администрация города? Как отрегулировать механизм ответственности?

— Здесь важно вести разъяснительную работу с жителями, для них управляющая компания — нанятая, грубо говоря, это их подрядчик. А заказчики — всегда жители. И они вполне самостоятельно могут воздействовать на управляющую компанию. Во-первых, они могут ее сменить или пригрозить этой сменой. И самый большой рычаг воздействия на УК — у самих жителей. У нас, безусловно, тоже есть рычаги, но они касаются уже острых ситуаций, когда уже есть угроза жизни и здоровью граждан. Если приходит обращение меньшего порядка, мы передаем эту информацию до управляющей компании, о чем можно сообщить еще и в жилищную инспекцию. И лишение лицензии — это не полномочия муниципалитета.

5

Про новые кадры. В том числе из Волгограда

— Интересна кадровая кухня. По какому принципу, например, на должность заместителя по городскому хозяйству назначили Владислава Шевцова — человека не из Архангельска (Волгоград), который большую часть жизни был военнослужащим?

— Я считаю, что Шевцов Владислав Викторович — достойный специалист. У него большая школа, и не только военная. Он много работал и в бюджетной сфере. А также в сфере транспорта, строительства и коммуникаций. Это как раз то, что нужно сейчас городскому хозяйству. И если говорить про личные качества, я могу сказать, что это человек достаточно надежный, который не пугается нашего городского хозяйства, — а вы понимаете, да, с чем он столкнулся? Это требует определенного мужества. Я думаю, что такие люди сейчас нужны городу. Мужественные. Орден Мужества у него есть.

6

Про переселение из аварийного жилья

— Вы сами жили в «деревяшке», и в презентации кандидата на место главы вы говорили, что важно реализовать в полном объеме программу переселения и развивать застройку. С чего начать этот непростой путь? И будет ли ваш подход в этом как-то отличаться от предшественника? К нам уже просто за откровенным хайпом едут федеральные блогеры по этой теме.

— Решение здесь только одно — деньги. Только привлечение дополнительных средств. Действующий сегодня механизм — это Программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019–2025 годы. Она разбита на несколько этапов. И нам на сегодня реализация этой программы понятна. Мы не ждем здесь каких-то серьезных сбоев, на год впереди больше знаем, где и что мы будем строить. Работаем мы в этом направлении вместе с Министерством строительства, дома даются в сроки. Мы идем на опережение, и эту программу мы выполним. Другое дело, что возможности этой программы довольно ограничены, сегодня у нас порядка тысячи домов признаны аварийными. И свыше 24 тысяч жителей нуждаются в переселении. Та программа, которая действует сейчас, позволяет переселить около 9 тысяч человек.

«Переселение идет, но дома продолжают признавать аварийными, и темпы растут. Каждый год мы, увы, прирастаем»

И, к сожалению, тот прирост, который был, он достаточно высокий. Поэтому выход — строить дома, добиваться выделения дополнительных средств, прежде всего федеральных. Областного бюджета недостаточно, чтобы решить эту проблему.

Сейчас мы прорабатываем возможность, и у нас есть предварительная договоренность о том, что нам выделят средства для расселения тех граждан из 129 аварийных объектов, где определен риск схода домов со свай. Первый такой транш средств определен, и сейчас мы изучаем рынок новостроек и вторичного жилья, и, к сожалению, для меня как главы города ситуация тоже была удивительной — у нас не так много квартир по городу в продаже. Как в новостройках, так и на вторичном рынке, потому что сейчас, когда новое жилье строится, большинство квартир выкупается еще на стадии строительства. Застройщики выдерживают определенные темпы строительства, чтобы формировать спрос на коммерческое жилье, — это раз. А вторая причина — это снижение процентных ставок по ипотеке, поэтому люди в последнее время активно этим пользовались. Даже сегодня, если каким-то образом у нас появятся средства на переселение, мы ограничены еще и в предложении.

В такой избушке с ручьем горячей воды под домом мы столкнулись на Сульфате

— Поэтому нужно развивать темпы строительства: как коммерческого, так и социального. Готовить площадки под строительство этого жилья. И их должно быть больше, чтобы быть готовым к появлению средств, если нам удастся их выбить. Это поиск свободных земельных участков — это тоже проблема. Кстати, одна из площадок под социальное строительство многоэтажек — в Маймаксе. Есть люди, которые не хотят оттуда уезжать. Детские сады и школы там есть. Пока нас сдерживает только ситуация с Кузнечевским мостом, где есть пробки, и мы изучаем сейчас возможность его реконструкции. Это один из сдерживающих факторов развития этой территории. Но все-таки строим мы не наобум, а исходя из потребности, поэтому после строительства ощутимого притока жителей в Маймаксе быть не должно. Но надо изучать потребности каждого округа. Если в Маймаксе один аварийный дом, на Сульфате — около ста.

На сегодняшний день определено еще несколько площадок, кроме Маймаксы: на Карпогорской, Цигломень — на улице Пустошного, Ленинградский проспект, Варавино-Фактория.

— А можно немного подробнее, как добиться федеральных средств? Чтобы Путин, если не знает, узнал, как живут люди в городе Архангельске, столице Арктики. Есть активное население, есть новый руководитель…

— Всё это уже происходит, поверьте. Эта работа уже идет.

7

Про отток населения из Архангельска

— Для Архангельска по этой теме я не вижу критичной ситуации, тот отток, который происходит в другие города, компенсируется притоком жителей из области. Хотя все-таки небольшое снижение численности есть. Больше расстраивает тот факт, кто уезжает. Предположу, что молодые и трудоспособные. Наше будущее. Они должны двигать город вперед. И наша задача — создать условия для того, чтобы молодежь не покидала Архангельск. Конечно, молодые всегда хотят перемен, путешествий, но надо, чтобы отток не был критичным. Для этого нужно привести город в порядок, чтобы по нему было приятно гулять. И главное, чтобы они видели тут свое будущее. Себя и своих детей. Этого можно добиться через повышение инвестиционной привлекательности города, создания новых производств, развития малого бизнеса.

— А насколько далеки эти перспективы или уже есть какие-то договоренности насчет инвестиций и производств?

— Несмотря на некоторые панические настроения в определенных кругах, все-таки производства в городе развиваются: это и 25-й Лесозавод, 3-й Лесозавод, производственно-логистический комплекс, который строится в Экономии, предприятия, завязанные на Арктику, наша научная база при САФУ и СГМУ. Развитие есть, и мы это видим по налоговым отчислениям. Наша задача — содействовать дальнейшему развитию крупных производств и не забывать при этом малый бизнес.

Бизнес сейчас переживает непростые времена, и в последний раз мы осбуждали это в правительстве области, куда взяли с собой и местных предпринимателей 
8

Про благоустройство города

— Сколько потратили денег на благоустройство Архангельска за 2020 год, насколько это больше, чем в 2019-м, и из каких источников были средства? Мы видим, как под конец 2020-го один за другим появляются скульптуры, скамейки и прочая уличная мебель.

— На благоустройство общественных городских пространств были потрачены в этом году серьезные средства: и в рамках национального проекта по формированию городской комфортной среды, и областные средства. В прошлом году это было порядка 130 миллионов, в этом году — порядка 330. Это были и общественные, и дворовые территории. Нам удалось добиться дополнительного финансирования, благодаря особому вниманию губернатора, и это внимание не закончилось. Программа на следующий год уже определена, и мы уже запустили конкурсные процедуры, ждем, когда определятся подрядчики для объектов на грядущий год. И готовим дополнительные территории, чтобы заявиться для получения областного финансирования. Какие-то мы уже обсудили с Александром Витальевичем.

Новые шезлонги у берега Северной Двины оценил и телеведущий Михаил Ширвиндт
9

Про уборку придомовых территорий и улиц

— В Архангельске многоквартирные дома отмежеваны по цоколю, и в результате возникает ситуация, когда территория между домами — ничья. Ее никто не убирает, если управляющая компания ответственная, она сделает, но так происходит не всегда. Мы должны сегодня добиться, чтобы люди, выглядывая из своего окна, видели дворников. И сейчас мы постараемся эту проблему решить. Содержать эти территории из-за ограниченности бюджета мы не сможем так же хорошо, как парки и скверы, но уборка или покос быть должны. И работать с населением, чтобы люди помогали наводить чистоту рядом со своим домом, что снимало бы нагрузку с бюджета. Очень редко в других городах даже Архангельской области — тот же Северодвинск или Новодвинск — дома отмежеваны так, как в нашем городе. То есть пространства без присмотра нет. Их изначально межевали так, чтобы между ними никакого вакуума не было. А у нас это начали более 10 лет назад, и это решение было неверным. Сложно сказать, чем это было продиктовано, могу только предполагать, что это могло быть в интересах отдельных застройщиков или управляющих компаний. Вроде жители платят меньше средств, потому что маленькие земельные участки для содержания у домов, а что в итоге получили? Сегодня это наша общая ответственность.

— В 2022 году истекает срок контракта с ПДУ. Как вы в целом оцениваете их работу? И готовы ли продолжать сотрудничество?

— Прошлая зима была тяжелой, и это я могу сказать как житель города. Я всё это пережил вместе с вами. Пока мы еще не прошли проверку, зима только начинается, но замечаний достаточно. Мы находимся с Плесецким дорожным управлением в постоянном взаимодействии, с нашей стороны достаточно много замечаний, и определенные финансовые штрафные санкции мы вводим. В то же время не могу сказать, что ПДУ проваливают работу, они старательно сейчас убирают город, я сам лично постоянно выхожу с ними на контакт. При этом, если сравнивать бюджеты других городов по Северо-Западу, у них на содержание улиц и дорог денег больше. И вроде кажется, что мы большие суммы тратим на это, а соседние города, например Вологда, тратят еще больше. И это сказывается на качестве. Сегодня меня не устраивает количество спецтехники ПДУ. И решения у нас уже есть.

Но ПДУ — это не единственный подрядчик, который убирает Архангельск. Та же Чумбаровка, на которой недавно такой пляж устроили, что с одной стороны хотелось похвалить, но уже неприятно ходить стало.

— Надо этот песок перевезти в Соломбалу… Там люди жалуются на гололед.

— Да. (Смеется.)

10

Про мусорную реформу в городе

— Директор компании «ЭкоИнтегратор» буквально упрекнул власти города в том, что они не могут нормально работать. Островные территории буквально зарастают отходами, но мусоровозы застревают — там нет дорог, а это уже ответственность администрации города Архангельска.

— Безусловно, это наша общая проблема, и мы не перекладываем ее на плечи регионального оператора. Однако в его обязанности входит создание площадок накопления мусора, в том числе и на островных территориях. Таких площадок на сегодня региональный оператор там не сделал. Мы ждем от него обращений по выделению земельных участков под это. Есть, конечно, пункты временного накопления, но это не совсем то, что требует законодательство. Как только участки будут определены, мы поймем, как организовать до них транспортную доступность. С формальной точки зрения дорогу тянуть нам некуда. Но средства на следующий год для этого уже заложены, и как только будет определенность, мы этим будем заниматься. К слову, скоро, когда дороги подмерзнут, никаких проблем у регионального оператора с вывозом мусора быть не должно.

Отходы, которые накопились на острове Бревенник и других островах дельты Северной Двины, будут вывозить после ледостава на реке

— Как можете оценить ход мусорной реформы, даже если опираться на свой опыт как горожанина.

— Разработка схемы обращения с ТКО и ее внедрение по всей области — это правильный путь, но каждая область имеет свои особенности. У нас, например, есть три островные территории. Этим можно и похвастаться, но это и проблема. И сложности были, но я знаю, что вносятся изменения в схему обращения с ТКО, они коснутся и инсинераторных установок, которые когда-то были на этих островах. Люди там не в восторге от такого решения. Хотя, я думаю, при определенных технологических решениях это было достаточно безопасно для экологии. Но запрос жителей таков, методы там будут другие. Однако в целом, если говорить про работу регионального оператора, я думаю, ситуация с вывозом мусора всё же становится лучше. Переполненные контейнеры есть и сегодня, но эта проблема уже не в таком объеме. Я по субботам объезжаю округа, и ситуация не удручающая, надеюсь, потихоньку работу удастся наладить.

11

Про «озаборивание» города

— В 2020 году в Архангельске установили огромное количество леерных ограждений, которые по ГОСТу требовались не везде. Как вы считаете, делают ли они улицы безопаснее?

— У меня тоже к этому неоднозначное отношение. С одной стороны, это требования ГОСТа и делается для безопасности дорожного движения. С другой стороны, эстетика этих ограждений оставляет желать лучшего. Как и надежность, и практичность. Они были поставлены в городе на федеральные средства, и перекосы действительно есть. Там, где ГОСТ позволяет не ставить эти леерные ограждения, должны быть зеленые насаждения. К лету мы такие территории проанализируем, будем снимать ненужное и высаживать кустарники. Другое дело, что надо понимать какие.

— Думаю, в этом вопросе нам поможет главный садовник города. Уже есть кто-то на примете?

— Отдел благоустройства мы расширяем до управления, до конца недели этот процесс мы завершим, и на следующей неделе начнем отбор на должность начальника управления и главного специалиста, который будет отвечать за озеленение города. Желательно, чтобы у кандидатов было определенное образование, определенный опыт работы, в том числе общественный, и видение того, как это направление развивать. Предположу, что придет много людей, которые будут говорить одно и то же: «Нам нужно много денег, и мы всё сделаем хорошо». Если будет много денег, я и сам всё сделаю хорошо, нужны те, кто сделают хорошо за те деньги, которые у города есть. Я каждому кандидату буду задавать вопрос: «А что можно улучшить в городе без денег?» Но фантазеров, как я думаю, будет много.

12

Что успел сделать

— А могли бы сформулировать некий топ-3 дел, которые уже удалось сделать, и это достижение, даже если не так глобально, но полезно для города и его жителей.

— В первую очередь это создание правового механизма по управлению землями, за которые никто не отвечает, это решение позволит нам очень много сделать. Второе — это изменение принципов управления активами. Я об этом как кандидат говорил. И сразу после того, как избрался, я уже сделал это с коллективом администрации. То есть сейчас делаются базовые вещи, которые потом дадут возможность работать легко и слаженно. За те полгода, которые я проработал до назначения, я себе эти барьеры в действующей системе отметил. Также мы на пути к созданию на базе МУП «Архкомхоз» муниципального бюджетного учреждения «Городское благоустройство». Это поможет улучшить содержание и ремонт дренажно-ливневых канализаций, а также содержание и ремонт мостов. Но дополнительно к этим видам деятельности учреждение будет привлекаться к содержанию городских территорий, в том числе тех, за которыми никто не закреплен. А также благоустройством и озеленением. При поддержке правительства области для этого мы приобретем спецтехнику, уже определено число единиц и примерная сумма — это 100,2 миллиона рублей.

13

Про нагрузку и график главы Архангельска

Дмитрий Морев: «Вместе с командой городской администрации мы прорабатываем ряд проектов, в ближайшее время обратимся с этим в правительство области, чтобы получить областную поддержку и федеральную»

— Спасибо, что нашли время на интервью, насколько я знаю, у вас всё расписано по часам. Могли бы вы описать ваш день? Чем вы занимаетесь? И хватает ли времени на какие-то дела вне работы и семью?

— Я просыпаюсь в 06:30, у меня двое детей, отвожу их в садик, школу. Прихожу на работу около 08:00. К этому времени меня ждет большой пакет документов, которые нужно изучить. График у меня достаточно плотный, и свободное время для экстренных ситуаций измеряется даже не в часах. Я, честно говоря, не успеваю обедать. А заканчивается мой день около 21:00. В субботу я, как уже сказал, выезжаю по округам и вместе с главой могу общаться часов до 16:00. Но я вам скажу откровенно, что эта большая нагрузка компенсируется удовольствием, когда что-то получается. Два-три дня работаешь без отдыха, и вдруг на четвертый день запускается механизм, все друг друга поняли, все документы подписаны, всё работает.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления