Политика «Преследование и расправа»: как прошел решающий суд, где полиция отсудила деньги у активистов

«Преследование и расправа»: как прошел решающий суд, где полиция отсудила деньги у активистов

Девять человек должны заплатить 766 тысяч рублей УМВД

Ольга Кузнецова — пенсионерка, сумма, которую ее обязали выплатить, в разы превышает ее пенсию

24 октября закончилось рассмотрение иска УМВД по Архангельской области к 10 архангельским активистам. Октябрьский районный суд постановил, что 9 из них должны выплатить 766 тысяч рублей полицейским за то, что тем пришлось работать на митингах 23 и 31 января 2021 года.

Как выяснили в суде, полицейские за работу в выходной день могут получить либо денежную выплату, либо дополнительный выходной — для этого нужно написать рапорт. 322 человека, работавших на митингах в январе 2021 года, попросили заплатить им. Но самих рапортов УМВД в суд не предоставило — по словам представителей истцов, эти рапорты не подлежат хранению.

В качестве доказательств, что полицейские работали и получали выплаты, предоставили документы. Но их исправили — убрали все имена, оставив только инициалы. Документы были предоставлены в плохо читаемом формате, мелким шрифтом, на что неоднократно жаловались ответчики. Юристы в суде заявляли, что документы сфальсифицированы, так как в копии внесли исправления. Представители истца утверждали, что убрали имена ради сохранения персональных данных.

Так выглядели документы УМВД

На заседании из ответчиков присутствовала только пенсионерка Ольга Кузнецова и Руслан Ахметшин по видеосвязи из СИЗО (26 октября ему вынесут приговор по делу о реабилитации нацизма — в соцсетях он выразил недовольство тем, во что превратилась акция «Бессмертный полк»). Ахметшин при этом находился за решеткой.

— Я опять в клетке нахожусь, как обезьянка в зоопарке. Я прошу меня вывести. Здесь есть место перед видеокамерой. Поскольку данное состояние унижает мое собственное достоинство, — сказал Ахметшин.

Судья сказал, что в данном случае от него ничего не зависит и нужно общаться с сотрудниками СИЗО. Ахметшин стал колотить по клетке и кричать: «Сотрудники!», но никто не откликнулся, — он продолжил сидеть за решеткой на время заседания. Также Ахметшин сказал, что у него кончились деньги на адвоката, и потребовал общественного, но судья ему отказал, так как государственный защитник предусмотрен только по уголовному делу.

Юрист Оксана Владыка, представляющая ответчика Дмитрия Батуро, заявила, что УМВД не является надлежащим истцом по делу, так как они не распоряжаются собственными деньгами, а получают их из Министерства финансов.

Юрист Леонид Крикун, представляющий ответчиков Школину и Кузнецову, ссылался на право на выражение собственного мнения и мирные собрания, прописанные в ООН, ОБСЕ и Конституции РФ.

— Данный иск является еще одной формой преследования и расправой с неугодными властям активистами, дополнительно к тем штрафам, которые выдавали за участие в митингах. Направлен на то, чтобы сделать жизнь ответчиков невыносимой, так как никто из ответчиков не имеет возможности оплатить запрашиваемую сумму самостоятельно и в полном объеме. Целью данного иска является не возмещение ущерба, он нужен, чтобы создать охлаждающий эффект, вызвать страх перед наказанием за мирное выражение мнения и отвратить население страны от открытой общественной дискуссии.

Также Леонид Крикун в прениях сделал небольшое лирическое отступление, вспомнив о сестре немецкого писателя Ремарка.

— Указанные истцом фактические основания иска навевают воспоминания об истории Эльфриды Марии Шольц, сестры Эриха Марии Ремарка, которая была убежденным противником нацистской идеологии. Она была швеей и однажды сказала заказчику, что Германия непременно проиграет войну, за что была арестована гестапо. Шольц отдали под суд и в октябре 1943 года приговорили к смертной казни на гильотине за подрыв военной силы. В данном случае ответчики привлекаются не за пацифистские высказывания. Вспоминаю об этом деле в связи с тем, что старшей сестре Шольц Эрне Ремарк властями был выслан счет на сумму 495 марок и 80 пфеннигов за содержание Шольц в тюрьме, судопроизводство и ее казнь. При вынесении решения по данному делу прошу суд учесть, как это решение будет восприниматься нашими потомками лет через пять и на какие аналогии наводить наших потомков, если к тому времени они не будут в раю, который нам всем обещают.

Из ответчиков в суде была только Кузнецова и Ахметшин по видеосвязи

Юрист Оксана Владыка в суде сказала, что УМВД не нанесен ущерб, поэтому иск не подлежит удовлетворению:

— В случае удовлетворения иска у него будет неосновательное обогащение, поскольку ему потребуется эту денежку передать в казну, а этого, скорее всего, сделано не будет. Я полагаю, в течение всего рассмотрения дела права ответчиков всячески ущемлялись, нарушались, дискредитировались. У ответчиков нет возможности из открытых источников добыть доказательства понесенных расходов. Вся информация от истца в большей степени не была представлена. Все копии не соответствуют оригиналам. <..> Я даже не стала эти 300 человек пересматривать с лупой, когда 4 страницы на одном листе, и инициалы сравнивать, сходятся или не сходятся, я считаю для себя это оскорбительным. Вы не можете предоставить доказательств, либо отказывайтесь от иска, либо прикрывайте. По таким доказательствам… Это не судебное производство, а какой-то балаган. Это неуважение к суду, неуважение к участникам процесса, это злоупотребление правами у истца.

Также Владыка заявила, что в деле есть политическая подоплека:

— У нас 7 апреля 2019 года была великолепная, просто замечательная демонстрация, митинг, когда тысячи человек прошли по Троицкому проспекту, но тогда УМВД никаких исков не подавало, и слава богу. Ну да, штрафы выдали, и никаких претензий больше не было. Здесь, анализируя практику по стране, здесь это связано только с личностью Алексея Навального, которого власти считают врагом номер один или конкурентом. Здесь представитель истца — распорядитель воли, которая навязана сверху.

Руслан Ахметшин назвал требования незаконными и несправедливыми:

— Мне прекрасно ясно: мое нахождение в суде в качестве ответчика — это наказание меня за мою политическую и гражданскую позицию и убеждения со стороны авторитарного режима. Это уже эпизод, я забыл, какой по счету, 5, 6 или 7-й. Я бы хотел передать привет тем, кто стоит за данным иском, которые сегодня не присутствуют в суде, и напомнить старую латинскую пословицу: ничто не вечно.

С кого взыскали ущерб

За акцию 23 января ответчиками стали 6 человек. С них полицейские взыскали 233 461,78 рубля:

• бывший глава штаба Навального* в Архангельске Егор Бутаков. В отношении него возбуждено два уголовных дела — создание экстремистского сообщества и участие в деятельности некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан. Позднее он давал показания на руководителя регионального ПАРНАС Юрия Щербачева об антивоенных постах на его странице в ВК (при этом Бутакову запрещено пользоваться интернетом);

• бывшая глава штаба Навального* в Архангельске Елизавета Бычкова. У нее прошел обыск 23 марта, она стала подозреваемой по уголовному делу о создании экстремистского сообщества;

• бывший волонтер штаба Навального* Ольга Школина. 23 марта у нее прошли обыски, она тоже стала подозреваемой по уголовному делу о создании экстремистского сообщества. Уехала из России;

• бывший волонтер штаба Навального* 60-летняя Ольга Кузнецова;

• член архангельского «Яблока» Юрий Чесноков;

• руководитель центра помощи дикой фауне «Мата-Мата» Елена Фокина.


С них же суд постановил взыскать госпошлину в 5634 рубля.

За акцию 31 января ответчиками стали 3 человека. С них полицейские взыскали 532 722,10 рубля:

• фотограф и бывший волонтер штаба Навального* Руслан Ахметшин. Он — подозреваемый по делу о реабилитации нацизма за комментарии в соцсетях. 23 марта у него прошел обыск. Находится в СИЗО;
• 19-летний активист Илья Лешуков. У него проходили обыски в начале марта по делу о реабилитации нацизма, а также 23 марта. Его страница по требованию Генпрокуратуры заблокирована в РФ. Уехал из России;

• бывший волонтер штаба Навального* Дмитрий Батуро. Его страница во «ВКонтакте» заблокирована на территории РФ по требованию Генпрокуратуры. Уехал из России.

С них же суд постановил взыскать госпошлину в 8527 рублей.

В суде представитель истца сказал, что иск подан к тем людям, которых штрафовали за организацию несогласованного митинга в 2021 году. Ответчики подадут апелляцию в областной суд.

Полицейские начали подавать иски к митингующим в 2019 году в Москве. В 2021 году практика распространилась на регионы. Полицейские подавали иски к митингующим в Пензе, Челябинске, Омске, Кемерове, Уфе, Новосибирске, Ярославле, Кирове. В ходе судебного разбирательства в Новосибирске выяснилось, что полицейских премировали на 28 тысяч рублей за работу на митинге.

В январе во многих регионах России прошли несогласованные митинги в поддержку Навального 23 и 31 января. В Архангельске на улицу вышли сотни человек. Неделю назад на 20-летнего северодвинца возбудили уголовное дело о призывах к массовым беспорядкам из-за комментария, оставленного 23 января 2021 года.

* Штабы Навального признаны экстремистской организацией.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления