Со старта автобусной реформы, как ее прозвали в народе, в Архангельске прошел почти год. Перед тем как появились новые МАЗы и на миллиардный контракт пришел московский перевозчик «Рико», городскую сеть общественного транспорта за 5,8 миллиона рублей изучила компания из Перми ООО «Агентство дорожной информации Радар». Исследование должно было помочь администрации города исправить проблемы с транспортом, а новый перевозчик — повысить комфорт для пассажиров. Есть очевидные перемены, однако горожане до сих пор жалуются и на старые проблемы. Что дала затратная реформа — разбираемся в этом материале.
Проблемы те же, а стоимость проезда растет
Многих архангелогородцев сегодня не устраивет качество автобусных перевозок московской компании «Рико», которая начала рабоать в Архангельске с 2023 года.
ООО «Транспортная компания «Рико»» входит в группу компаний, которая обеспечивает пассажирские перевозки в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Уфе, Перми и Самаре. С июля 2022 года она принадлежит Роберту Давидяну. Гендиректор «Рико» — Валерий Старшинов. Чистая прибыль компании в 2021 году — 21,2 миллиона рублей, выручка — 279 миллионов рублей. На конец 2022 года выручка — 5,9 миллиона рублей, чистый убыток — 8,6 миллиона рублей. В последний раз фирма участвовала в госзакупках в 2015 году в Москве. Как пишет издание Tvr24.tv, в декабре 2021 года водители «Рико», обслуживающей три маршрута в Сергиевом Посаде, не вышли на работу из-за задержек с зарплатой. С 2023 года работает в Архангельской области, первые контракты — в Архангельске.
— Автобус как при пазиках было не дождаться, так и сейчас. Ничего не изменилось. Пока маршрут № 10 ждешь, замерзнуть можно, — рассказывает архангелогородка Анна. — Автобусы тоже не шибко удобные, а с нынешними водителями — так вообще ужас. При торможении тыркает из стороны в сторону, трудно на ногах удержаться. Молчу про то, что во время движения водители отвлекаются на телефоны. Ездить страшно.
Похожие претензии озвучивают и читатели 29.RU, и горожане — в разных сообществах. Подробный список проблем собрал местный блогер Михаил Шишов:
автобусы всё так же проезжают остановки;
не подъезжают вплотную к поребрикам;
резко останавливаются почти в любых случаях;
очень жарко и душно почти всегда, кондиционеры в грязи, которая свисает хлопьями;
бывает, что автоинформатор не работает или так тихо, что не слышно совсем, а кондукторы спрашивают зачем-то выходящих;
сотрудники бывают не в форме, что прописана контрактом;
расписание настроено так, что, допустим, 9-й, 69-й, 65-й идут друг за другом, а потом по 20 минут никакого автобуса вообще нет;
нет обещанного вайфая, зарядка есть только в «Лотосах»;
внутри салона пыль везде, особенно у окон;
водители не наклоняют салон автобуса, чтобы удобнее было заходить, не делать высокий шаг и затаскивать коляски.
Припоминают горожане и частые ДТП, одно из самых резонансных было в этом месяце, когда автобус наехал на пешехода и того не смогли спасти в больнице.
— Выгнать «Рико» из города! — пишет северянка Елена. — Меня саму чуть автобус не сбил на Троицком, автобус остановился в левой полосе, я выглянула, — нет ли машины в правой, так он начал движение, чудом отскочила. Так и водят! Потому что иногородние в телефонах на своем лопочут во время движения без конца.
— И за всё это им по 40 рублей теперь отстегивай. Ужас. Поначалу автобусы ходили хорошо, один за другим, а теперь как наши бывшие пазики — раз в час. Поняли фишку — набивать до отвала, — возмущается Александра Юдина.
Автобусы действительно в часы пик бывают перегружены — люди едут в тесноте, а попасть в салон с улицы бывает просто невозможно. При этом несмотря на то, что проблемы остаются, цены повышаются.
При этом некоторые северяне и гости города считают, что после автобусной реформы ездить на общественном транспорте стало комфортнее и безопаснее.
— Всё хорошо, теперь на окраины можно добраться до 00:00. Круто! — пишет Игорь Золотарев.
— А мне автобусы понравились! Была в гостях в Архангельске в июле. Везде бы в стране такие, — пишет Анна Щурова из Смоленска.
Некоторые горожане примпоминают пазики и призывают радоваться тому, что есть:
— Боже, что за народ, вы что, забыли, как ездили в пазиках? — пишет Ирина Корчевская. — Они еще похлеще носились, вечная толкучка, духота, тоже так же проезжали остановки, потому что по времени. А а в 5-м маршруте? Там никогда не было кондишена, едешь как в бане, что-то никто не плачется. Лично мне автобусы очень нравятся, зато теперь можно уехать на работу вовремя и не ждать на остановке 30–40 минут, а потом залезать в переполненный автобус.
«Аудит за 5,8 миллиона был не нужен»
Что думают горожане, вполне ясно — это мнения пассажиров. Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились еще и к экспертам в сфере транспорта.
О целесообразности аудита и эффективности транспортной реформы спросили у Олега Мишукова, председателя ассоциации автотранспортников региона. Олег говорит, что у него и «коренных» перевозчиков города есть вопросы к тому, зачем и как пермская фирма «Радар» проводила исследования:
— Пассажиропоток уже изучался мэрией Архангельска 6 лет назад. Тогда на это потратили около 7 миллионов из бюджета города. В том исследовании уже были просчитаны все основные вопросы. В 2021 году в мэрии зачем-то решили эти исследования продублировать. Вот только в конечном итоге непонятно, как исследование «Радара» проводилось и какие результаты были получены.
Олег ставит под сомнение методы пермской фирмы:
— Дело в том, что если шесть лет назад по маршрутам ездили конкретные люди, то в этот раз ни один из перевозчиков не сказал, что они кого-то вообще видели. Нет даже уверенности, что кто-то вообще приезжал. Их никто не видел. У населения они тоже ничего не спрашивали. Кто и как изучал пассажиропоток? Это ведь не просто стоять где-то на остановке в стороне, это надо в автобусе проехаться, посмотреть, как они наполняются, и еще множество аспектов. Это целая научная работа. У нас с перевозчиками было очень много вопросов к исследованию «Радара», но тем не менее работы были приняты мэрией, и их ни с кем не согласовывали. Их даже не сделали общедоступными. Опубликовали только информацию о количестве автобусов на маршрутах.
«Мы вообще не видели целесообразности в трате бюджетных средств на эту работу»
Можно было в рамках предыдущего исследования внести изменения по маршруту, учитывая требования граждан, пожелания. Без повторного изучения пассажиропотока.
«Исследование провели, чтобы отдать рынок иногороднему перевозчику»
Олег Мишуков считает, что исследование было сделано в интересах нового перевозчика:
— Я считаю, что исследование «Радара» было сделано лишь для того, чтобы значительно уменьшить количество транспортных единиц в городе. Получается, что город у нас расширяется, а общественного транспорта становится меньше. Это как-то нелогично. Но зато выгодно для перевозчика — меньше автобусов надо закупать, меньше автобусов надо содержать.
По словам эксперта, после аудита число автобусов в городе сократилось почти в два раза:
— Если раньше, до этой реформы и до проведения исследований «Радара», у нас на территории города ездило 340 автобусов, то теперь от компании «Рико», которая заняла основные маршруты, на линию выходит где-то 170 автобусов. Хотя изначально вообще говорили, что их будет 215. Да, это автобусы большего класса, нежели пазики, но по пассажировместимости я скажу, что это разница небольшая.
При этом, как объясняет Олег, иногороднюю компанию «Рико» в администрации начали поддерживать так, как никогда не поддерживали местных транспортников:
— Старые перевозчики, которые работали в городе до «Рико», очень долго добивались, чтобы из бюджета выделяли средства для перевозок. Но они работали только за счет тарифов с пассажиров — 28 рублей за человека. Суммарная выручка всех перевозчиков города на таких условиях составляла где-то миллиард рублей в год. Когда в сферу пассажирских перевозок пришла компания «Рико», им увеличили тариф на 8 рублей, и сейчас теоретически они должны собирать больше миллиарда. Плюс теперь на перевозки стали дополнительно выделять из областного бюджета по миллиарду рублей в год. Это, можно сказать, меры поддержки на 7 лет согласно заключенному контракту. Это очень большая финансовая поддержка автотранспортному предприятию.
На сайте госзакупок отображено, сколько по каждому маршруту получает «Рико». По данным на 22 октября 2022 года, у перевозчика было 28 маршрутов на общую сумму 7,684 миллиарда рублей. При этом список маршрутов не раз дополнялся новыми. Поскольку контракты заключаются на семь лет, каждый год фирма получает чуть больше миллиарда.
А теперь можно спросить у жителей города: «А может, лучше было оставить пазики, часть МАЗов и ЛИАЗов, которые перевозили пассажиров? Выдать перевозчикам этот миллиард из бюджета вместо того, который они собирали с выручки, и сделать проезд всем пассажирам бесплатным?» Представляете, да? Но мы очень долго добивались, чтобы Архангельск перестали называть «городом пазиков». И вот — любой каприз за наши деньги.
«Эти 7 миллиардов из нашего кармана, из бюджета Архангельской области»
Недавно «Рико» подали документы на пересмотр тарифа, и вот теперь он увеличен. По моей информации, они хотели 42 рубля. В итоге повысили до 40. И у меня к этому много вопросов. В том числе потому, что проблемы с качеством оказания услуг всё те же, что и несколько лет назад.
Очень много обращений граждан поступает и в мэрию, и в Министерство транспорта, и мы с людьми общаемся. Много жалоб на то, что в часы пик у нас перегружены автобусы. При этом большое неудобство вызывает то, что автобусы двухдверные. Когда автобус до отказа заполнен людьми, протолкнуться с задней площадки к выходу очень тяжело, — комментирует Мишуков, оценивая результаты большого и дорогого аудита.
Подмечает эксперт и еще одну вечную проблему Архангельска:
— Очень трудно в утреннее и вечернее время добраться на окраины города — в Маймаксу и Сульфат. Недавно было обращение жителей поселка Талаги: к ним, с учетом изученного пассажиропотока компанией «Радар», должно ходить пять автобусов. В реальности ходит четыре. Люди не могут в них залезть, как сельди в бочке. Они обратились в мэрию с просьбой увеличить число рейсов, мэр ответил, что нет возможности. А нет ее по одной простой причине: в рамках контракта предусмотрено определенное количество транспортных единиц. Есть цена контракта, и за ее рамки выйти очень сложно. В соответствии с 44-м федеральным законом можно увеличить рейсы только на 10%. И если жителям Сульфата дополнительные рейсы добавили по многочисленным просьбам, то добавить рейсы в Талаги уже никакой возможности нет.
44-ФЗ разрешает сокращать или увеличивать объём товаров, услуг, работ на 10% от уже состоявшейся закупки.
Осталась и проблема с проездами остановок:
— Нам говорили, что мимо остановок проезжать не будут, но люди всё равно жалуются, что автобусы проезжают остановки точно так же, как и раньше. К тому же, есть проблемы с отображением автобусов в приложениях. На экране гаджета автобус видно, он как бы приехал, а в реальности его нет. Но это уже должны правоохранительные органы этим заниматься.
По словам эксперта, в будущем проблем только прибавится:
— Например, у нас сейчас Московский продлевают. Но ведь в этой работе компании «Радар» ни слова не сказано, а какие автобусы будут ходить туда? Сейчас они ходят через Галушина и идут на Ленинградский, но если на Московский запустят те же автобусы, поменяв их схему, то Ленинградский останется вообще без автобуса. Есть вопросы к тому, с какой перспективой сделаны эти исследования.
Мне как транспортнику, да и как жителю, нравится внешняя картинка и то, что новые автобусы на газо-моторном топливе. Это современно. Мне было стыдно, когда наш город считали «городом пазиков». Я считаю, что картинка изменилась, и это положительный момент, — комментирует Мишуков.
«Губернатора напугали пазиками»
Эрнест Белокоровин, председатель комиссии по промышленной политике, ЛПК, транспорту, дорогам, туризму и развитию Арктики Общественной палаты Архангельской области, считает, что настоящая борьба с пазиками началась с приходом Александра Цыбульского:
— Когда приходит новая власть, новый губернатор, новое правительство, они всегда начинают анализировать, что можно улучшить. Все предыдущие губернаторы боролись с пазиками. И, видимо, когда пришел новый губернатор, его тоже этими пазиками напугали. Одно из первых, чем он занялся, — это реформа общественного транспорта.
Исследования, по словам Белокоровина, проводить было нужно:
— Прежде чем начать какую-то реформу, всегда делают исследования. Их заказали у фирмы «Радар». Нужно ли было это делать? Вообще-то нужно. Но я не понимаю, что конкретно фирма «Радар» сделала. Я не читал эти исследования...
«Конечно, изменения видны: в город завели большого перевозчика. А всех местных выгнали. Они были вынуждены распродать автобусы»
Из-за новых автобусов трафик стал визуально поприятнее. Но поднялась стоимость поездки. Сначала она выросла до 36 рублей и в 2024-м должна была увеличиться до 38 рублей. Это по договору. А сейчас перевозчик подал документы, чтобы стоимость увеличили на 42 рубля. В итоге уже в 2023 году ее подняли до 40 рублей. Что противоречит соглашениям, которые были.
По словам эксперта, такое решение сильно отразится на бюджете жителей города:
— Я думаю, что в нынешней экономической ситуации стоимость проезда для людей значит очень много. Если правительство пойдет на увеличение тарифа, как просит перевозчик, это будет достаточно дорого. Людям необходим доступный общественный транспорт, потому что город расположен на 40 километров по реке, и это дальние расстояния. И Левый берег, и второй лесозавод, и Маймакса, и Сульфат, и Талаги. Людям оттуда надо как-то добираться до центра, где расположены все больницы и важные объекты.
К тому же, как считает спикер, люди и так платят новому перевозчику больше, чем раньше — из налогов:
— Сейчас перевозчик из бюджета получает миллиард в год. Шикарные деньги. Местные, которые возили людей раньше, они такого не получали. Хотя мы всегда бились за то, что нужно дотировать, помогать людям, менять подвижной состав, но этого не было.
«А когда пришел новый перевозчик, сразу миллиарды нашлись. И за эту красоту мы платим с налогов»
При этом больших изменений после реформы эксперт не видит:
— Для «Рико» сейчас созданы хорошие условия работы. Но я больших изменений не вижу. Потому что всё равно есть жалобы в Общественную палату Архангельска. Люди говорят, что есть сложность приехать с окраин Маймасы, Сульфата, Левого берега. Все-таки количество автобусов стало меньше: если раньше можно было выйти на остановку и спокойно уехать, то сейчас это сделать бывает не так просто, потому что было 340 автобусов, а сейчас около 200.
В уменьшении количества автобусов Эрнест видит и плюсы:
— Может быть, с другой стороны, стало меньше загруженности на дорогах. Нет разноголосицы. Ездят одни и те же автобусы. Плюсы есть, но сказать, что стало намного лучше, нельзя.
«Давать из бюджета миллиард за это — это слишком жирно»
Больше всего эксперта беспокоит то, что деньги, которые получает перевозчик, уходят из области:
— Я знаю, что «Рико» собирается заходить в Северодвинск, также он собирается заходить в Котлас. А куда девается прибыль? Ясно, что они не сюда вкладывают, они вкладывают деньги в Москву. А хотелось бы помогать местным предпринимателям, потому что они здесь живут, работают, вкладывают сюда прибыль.
Как проблему с транспортом решили в Перми
До прихода в Архангельск «Агентство дорожной информации Радар» разрабатывало проект изменения маршрутной сети, которая сейчас действует в Перми.
15 июля 2020 года там завершилась целая транспортная реформа, которая принципиально изменила отрасль муниципального общественного транспорта. Если раньше в Перми частные перевозчики самостоятельно создавали маршруты, чтобы охватывать более прибыльные территории, то в итоге сформировали маршрутную сеть исходя из потребностей пассажиров. Перераспределили объём транспорта по городу: на окраинах пассажиры не всегда влезали в свой автобус, а в центре до реформы их было много.
Еще один важный момент: если прежде частные перевозчики забирали себе деньги за проезд от пассажиров, а также компенсацию от городской администрации за провозимых льготников, то теперь с перевозчиками заключены брутто-контракты: вырученные средства поступают в городской бюджет, а перевозчики получают плату за выполненный объём работы. Это позволило Перми уйти водителям от соревнований — гонок за пассажирами, что, по данным властей, снизило аварийность с участием общественного транспорта в два раза и, если коротко, улучшило качество услуг.
Еще одним этапом транспортной «эволюции» Перми было внедрение бескондуктороной оплаты проезда. Там заменили людей стационарными валидаторами, но появилась другая проблема — в первые дни на таких маршрутах при пересадке повторно списывалась плата за проезд. И всё равно опыт Перми считается удачным, по итогам 2020 года город занял второе место в рейтинге развития общественного транспорта России. При этом сейчас проезд в Перми стоит 35 рублей.
Подробнее о том, как сработала транспортная реформа в Перми, нам рассказал Кирилл Хафизов — журналист, пишущий о сфере транспорта в пермском издании 59.RU.
— В Перми «Радар» помогал в подготовке к транспортной реформе 2020 года. Они разработали, кажется, три смоделированных варианта: радикальный с сильными изменениями, оптимальный (что-то среднее) и самый мягкий с неконцептуальными переменами. В итоге остановились на среднем варианте в качестве отправной точки.
Так же, как и в Архангельске, «Радар» перепроверил пассажиропоток, наполняемость салонов и остановочных пунктов, изучал основные потоки пассажиров и транспорта. Проводили социологическое исследование и так же, как в Архангельске, оптимизировали пересекающиеся между собой маршруты.
Большую роль, по словам Кирилла, в транспортной реформе играла коммуникация администрации города с жителями:
— Предварительный вариант, который городские власти взяли за основу, чиновники обсуждали на встречах во всех районах города. Безусловно, там звучала тонна критики, большинство из которой — консервативное мнение а-ля «Оставьте все маршруты и добавьте новые». Но была и конструктивная критика: глава гортранса (который накануне реформы стал главой дептранса) с вице-мэром на всех встречах собирали обратную связь о том, где какие места притяжения могли быть упущены, какие социальные связи дополнительно стоит проработать. Смотрели все социальные объекты, будь то больницы, учебные заведения и тому подобное.
Грядущие изменения с горожанами обсуждали и в интернет-пространстве. Проект новой маршрутной сети вывесили на сайте гортранса и полгода собирали обратную связь. По словам Кирилла, пожелания жителей доработали и учли.
— Маршрутная сеть стала логичнее, транспорт пустили в те территории, где его прежде никогда не было, а время в пути благодаря изменениям сократилось.
«Ну и как результат Пермь после транспортной реформы ежегодно признается одним из лучших городов по транспортной отрасли»
Мы спросили у властей Архангельска, что изменилось
Озвученные экспертами и горожанами вопросы мы задали городской администрации. Приводим их ответ на официальный запрос.
Что сделал «Радар»?
В администрации уточнили, что за 5,8 миллиона рублей фирма «Радар» провела: «натурные исследования интенсивности транспортных и пассажирских потоков», опрос населения и анализ передвижения жителей города с помощью операторов мобильной связи.
— По результатам исходных данных разработчиками внесены изменения в трассировки отдельных маршрутов, вычислены оптимальные интервалы движения.
По просьбам жителей города «Радар» предложили изменить схемы нескольких маршрутов: № 3, 10, 44 и 69. Кроме того, возобновили работу маршрутов № 7, 25, 43. Также компания определила отдельные маршруты, время которых продлили до 23:30.
— Это позволило обеспечить транспортную доступность основных районов города в вечернее время. В качестве таких маршрутов предложено выбрать маршруты № 10, 44, 69.
Какие проблемы должна была решить реформа?
По словам администрации, реформа общественного транспорта была направлена на внедрение новых стандартов обслуживания, которые формируют новые требования:
по использованию новых низкопольных автобусов с системой кондиционирования воздуха, работающих на экологически чистом топливе, с аудиоинформированием пассажиров о пассажирских перевозках;
по повышению процента выполнения рейсов по расписанию не ниже 95%;
к внешнему виду и профессиональному уровню водителей и кондукторов;
по ужесточению штрафных санкций за несоблюдение условий контрактов.
При этом многочисленные жалобы архангелогородцев говорят о том, что эти требования соблюдаются не всегда. В администрации уверили, что «обозначенные архангелогородцами проблемы решаются в рабочем порядке». Тем не менее многие проблемы в администрации не признают.
Подробный ответ администрации на вопросы горожан
— Транспортная доступность жителей Сульфата, Маймаксы и Левого берега обеспечена муниципальными маршрутами по расписанию, составленному на основании полученных данных исследования пассажиропотока.
Автобусы ходят с большими интервалами. Почему? Что планируется с этим делать?
— Расписание и оптимальные интервалы движения также рассчитаны разработчиками транспортной модели с учетом потребностей населения в пассажирских перевозках. Интервалы движения на муниципальных маршрутах в будни варьируются от 6 до 20 минут, водители автобусов соблюдают утвержденное расписание. Контроль за исполнением рейсов автобусами муниципальных маршрутов осуществляет государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Региональная транспортная служба» посредством спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, которой оборудованы все автобусы муниципальных маршрутов.
В час пик автобусы до отказа наполнены пассажирами. Почему? Что планируется с этим делать?
— Повышенная заполняемость автобусов в утренние часы пик характерна для всех направлений и маршрутов городского пассажирского транспорта. В течение дня пассажиропоток снижается и в вечерний период времени является не таким ярко выраженным, как в утренние часы.
Ответили в администрации и на другие претензии жителей:
— В рамках линейного контроля, проводимого специалистами департамента с мая 2023 года, выполнено более 70 выездных проверок. Нарушения, выявленные в ходе линейного контроля, в том числе по проезду остановочных пунктов, опасного вождения водителей, несоблюдения температурного режима в салоне автобуса, оформляются актами и направляются перевозчику для работы и устранения замечаний. Ведется претензионная работа, взимаются штрафные санкции с подрядчика.
Есть ли задел на будущее?
Спросили в администрации и про то, учитывалось ли в исследованиях продление Московского проспекта.
— Продление Московского проспекта в изучение, проводимое в 2021 году, не включалось. Вместе с тем специалистами департамента рассматривается вопрос по изменению действующих маршрутов по новому участку Московского проспекта для транспортного обеспечения жителей Московского проспекта.
Какие именно варианты рассматриваются, не сообщается.
Почему стало меньше автобусов?
Информацию о сокращении количества автобусов в администрации не подтвердили. Зато сообщили, что новые автобусы экологичны.
— В 2023 году существенного увеличения количества подвижного состава на муниципальных маршрутах не произошло. Для обеспечения транспортной доступности жителей города Архангельска заключен 21 муниципальный контракт на 217 автобусов малого (2 автобуса на островных территориях), среднего и большого классов. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду городским пассажирским транспортом общего пользования подвижной состав среднего и большого классов работает на высокоэкологичном топливе — метане.
Откуда такие тарифы?
Спросили у городской администрации и о том, почему в Архангельске после транспортной реформы перевозчики оставляют деньги, заплаченные пассажирами, себе и при этом получают выплаты из бюджета — миллиард рублей в год.
— В соответствии с установленным порядком администрацией города было определено, что пассажирские перевозки осуществляются по регулируемому тарифу, а плата за проезд, полученная перевозчиком, остается в распоряжении перевозчика. Следует отметить, что при условии поступления выручки от перевозки пассажиров в городской бюджет начальная максимальная цена контракта возросла бы в 2,2 раза.
Также в гордамине отметили, что расчет начальной максимальной цены контракта произведен на основании приказа Минтранса России от 20.10.2021 № 351 «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
При этом цена проезда в Архангельске стала выше, чем в той же Перми, где перевозчик отдает выручку и получает фиксированную плату. Там проезд в автобусе стоит 35 рублей. Спросили, чем обоснованно внеочередное повышение цен на проезд в Архангельске:
— Решением регионального агентства по тарифам и ценам с 26 декабря 2023 года стоимость проезда в городских автобусах будет проиндексирована и составит 40 рублей. Такое решение было принято на основании расчетов затрат перевозчиков. Индексация вызвана инфляционными процессами: цены на топливо в 2023 году в среднем выросли на 9,7%, запчасти подорожали на 20%.
Оценка работы
Спросили, как в администрации оценивают результаты работы общественного транспорта после прихода нового перевозчика «Рико» и после проведения исследования компанией «Радар»:
— Основная статистика, характеризующая результаты работы перевозчика, — повышение процента исполнения утвержденного расписания. В настоящее время процент исполнения графиков движения достигает 99%.
Как «Радар» отчитался за аудит в Архангельске
В компании «Радар» на наши звонки не ответили. Однако на сайте администрации Архангельска мы нашли подготовленный ими отчет о результатах исследования пассажироптока.
Согласно данным, опубликованным компанией, в октябре 2021 года на 32 архангельских маршрута должно было выходить 240 автобусов. На деле, утверждает «Радар», на маршруты выходили только 211 автобусов. При этом опрошенные редакцией 29.RU эксперты уточняют, что свои исследования «Радар» проводил во время пандемии, когда количество автобусов на маршрутах было сокращено. По их утверждениям, в доковидные времена на маршруты выходило 340 автобусов.
По данным администрации, в ноябре 2023 года на маршруты выходит 217 автобусов. «Радар» рекомендовали выпускать 220.
Учитывая замену старых автобусов на новые, по данным компании, единовременная провозная способность общественного транспорта должна была повыситься с 12 000 до 14 000 тысяч пассажиров. А количество вредных выбросов, производимых автобусами, сократится почти в 3,5 раза.
Компания ожидала от реформы следующих эффектов:
снижение уровня загрузки подвижного состава в часы пик на 25%;
снижение уровня аварийности с участием общественного транспорта до 50%;
снижение объема выбросов загрязняющих веществ общественным транспортом в атмосферу на 70%;
усиление контроля за исполнением расписаний и снижения времени ожидания автобуса.
Также компания высчитала оптимальную цену одного километра пробега автобуса. Она составила 126,47 рубля. Цена актуальна на 2022 год и учитывает такие факторы, как амортизация транспорта, рентабельность, индексацию расходов на будущие периоды.
В «Радаре» также утверждают, что в ходе исследования в автобусах передвигались сотрудники компани, они учитывали наполянемость автобусов.
Эффективность аудита, проблемы, которые подмечают пассажиры, а также сложности, с которыми сталкивается в Архангельске перевозчик, мы хотели обсудить и с представителями компании «Рико». Однако пресс-службы у фирмы нет, единственный, кто как-либо отвечает за связи с общественностью, — непосредственно генеральный директор ТК «Рико» Валерий Старшинов. На звонки редакции он не ответил, а в диспетчерской нам сообщили, что комментарий от компании возможно получить только через официальный письменный запрос. Редакция уже направила его представителям «Рико».
Чаще всего «Рико» комментирует что-либо по конфликтным ситуациям на своей площадке, как было, например, 14 ноября, когда автобус насмерть задавил мужчину, переходящего дорогу по всем правилам. В компании назвали ДТП «неудачным стечением обстоятельств»:
— Любая авария — это одновременное стечение неудачно сложившихся обстоятельств. Несмотря на то что водитель — житель Архангельска, с большим опытом работы, двигался с минимальной скоростью, не заметил пешехода, а пешеход, в свою очередь, не увидел движущийся на него автобус.
Подобным образом в «Рико» прокомментировали и недавнее ДТП на Гагарина. По данным УМВД, автобус спровоцировал массовое ДТП. В итоге из-за цепной реакции пострадало пять леговых автомобилей. В компании сообщили, что в масштабах аварии виноваты водители легковушек:
— Водители впереди стоящих автомобилей не соблюдали дистанцию, вследствие чего после переезда через второго лежачего полицейского автобус при торможении в условиях гололедицы cовершил наезд на легковой автомобиль, далее этот легковой автомобиль уже совершил наезд по инерции от удара на следующий автомобиль. Соблюдение дистанции между транспортными средствами в данных погодных условиях позволило бы избежать массового столкновения транспортных средств, — пишет ТК «Рико» в социальных сетях.
С 1 июня 2024 года «Рико» начнет работать и в Северодвинске. Из всех маршрутов, которые там есть, к «Рико» не перешел только маршрут автобуса № 13. Всего компания получит 5,421 миллиарда рублей. Эту информацию в компании пока не комментировали. В социальных сетях компании также нет сообщений по поводу изменения цены проезда.
Ранее мы подробно рассказывали о компании «Рико», которая на данный момент обслуживает большинство автобусных маршрутов Архангельска. В нашем паблике во «ВКонтакте» мы собираем мнения наших читателей о работе перевозчика.
Многие горожане ссылаются на агрессивную езду и многочисленные ДТП с участием новых автобусов. В ГИБДД даже проводили беседу с их водителями. Ранее в автобусе «Рико» пострадала пассажирка, водитель выехал на ж/д переезд под закрывающийся шлагбаум. Еще одна авария с участием водителя нового автобуса произошла на подъезде к аэропорту: он наехал на пешехода и врезался в другой автобус.
Мы уже передавали жалобы наших читателей в ТК «Рико» и сделали это еще раз, перед публикацией этого материала.
Как пассажиры чувствуете, что после аудита и с приходом нового перевозчика стало лучше?
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.