Американские ученые следили за сигналами мобильных телефонов, поступающими от военных, в том числе российских, находящихся под Северодвинском после взрыва в Нёноксе. Об этом сообщает The Wall Street Journal.
По информации издания, в 2019 году группа ученых наблюдала за сигналами мобильных телефонов, поступающими с военных объектов по всей Восточной Европе. На следующий день после взрыва в Нёноксе, 9 августа, они зафиксировали 48 мобильных устройств на военном ракетном полигоне, где произошла трагедия. Данные GPS показали, что позднее некоторые из этих телефонов переместились в Москву, Санкт-Петербург, а также на закрытые военные объекты в Архангельске и Северодвинске. Один из гаджетов вообще на 9 дней оказался на курорте Paradisus Varadero Resort & SPA в Варадеро на Кубе. Еще один отправился в Гянджу в Азербайджане.
По данным The Wall Street Journal, мониторингом данных занимались не профессиональные разведчики, а группа аспирантов-аналитиков и стажеров-старшеклассников в Университете штата Миссисипи. Для работы они использовали доступную для покупки программу.
Некоторые приложения на телефонах передают данные о пользователе маркетологам для рекламы, исследований и аналитики. Некоторые из них перепродают информацию третьим лицам. То есть американские ученые использовали GPS-данные, полученные в том числе, например, с установленных игр.
Как утверждает The Wall Street Journal, армия может получать бесценную разведывательную информацию, используя данные с мобильных телефонов, что позволяет им делать какие-то выводы. Например, в Нёноксе находилось наименьшее количество гаджетов по сравнению с тремя другими отслеживаемыми объектами. Можно было предположить, что либо полигон под Северодвинском более закрытый объект, либо кратковременный выброс радиации вынудил военных эвакуироваться.
Ученые университета проводили эксперимент о возможности использования данных сотовой связи для военных или разведывательных целей. Например, однажды благодаря GPS-данным властям удалось обнаружить тоннель, по которому мигранты незаконно пересекали границу с Мексикой.
По данным издания, ученые следили в том числе за американскими и зарубежными посольствами, а также за Московским Кремлем. Исследование проводили при спонсировании американских военных в рамках несекретного эксперимента, в ходе которого стремились использовать открытые данные для разведки.
Представитель Вооруженных сил США Эдрик Томпсон сказал, что проект выбрали для финансирования, так как это «хороший потенциал, чтобы наши солдаты имели возможность обмениваться данными друг с другом». Томпсон также рассказал, что сбор данных о местоположении гаджетов разрешен в соответствии с законом, пока не были собраны личные данные владельца телефона. Он сообщил, что исследование Университета Миссисипи включало в себя моральную и политическую оценку последствий использования такой информации, которая рано или поздно будет помогать информировать армию.
Программное обеспечение, которое позволяло следить за российскими военными, купили у компании Babel Street — платформы для разработки разведывательных программ с открытым исходным кодом, которая широко используется правоохранительными органами, разведывательными компаниями, военными и частными фирмами. Babel Street имеет контракты с крупными и мелкими государственными компаниями — от отдела национальной безопасности и армии США до окружных полицейских управлений по всей стране, сообщает The Wall Street Journal.
Babel Street позиционирует себя как сервис для мониторинга соцмедиа, позволяя полицейским или военным добывать информацию, которая может помочь раскрыть преступление или позволяет мониторить разворачивающиеся события в реальном времени.
Но, как выяснилось, Babel Street также продает продукт, известный как Find X — информацию о локации, изначально полученную для рекламных предложений. Это удалось выяснить в марте, исследуя протокол веб-сайта — информации об этом продукте не было в открытом доступе. На запросы журналистов компания не ответила. В правительстве штата Миссисипи сослались на конфиденциальность условий контракта, заключенного ими с Babel, и тоже не стали отвечать на вопросы о Find X. Как выяснил The Wall Street Journal, данные у Babel Street покупают не только американские силовые ведомствам, включая ЦРУ, АНБ, министерство юстиции, министерство внутренней безопасности и прочих, но и правительства других стран, включая Австралию, Великобританию, Канаду, Новую Зеландию, Германию и Сингапур.
Журналисты подчеркивают, что в большинстве случаев людей никто не предупреждает, что кто-либо — военная разведка или местные полицейские — могут купить и использовать данные о них для слежки.
Взрыв в Нёноксе произошел 8 августа на закрытом военном полигоне недалеко от Северодвинска. Во время аварии на платформе погибли пять сотрудников «Росатома» и двое военных Минобороны. В ноябре президент РФ Владимир Путин заявил, что погибшие занимались разработкой новейшей ракетной двигательной установки.
После происшествия архангельских врачей обследовали в Москве — об этом стало известно 13 августа. Сначала речь шла о 10 медиках, после Минздрав РФ сообщил другую цифру — 20 человек отправились в Москву. Позже выяснилось, что медицинского обследования населения Нёноксы после взрыва не планируется. В конце 2019 года сообщалось, что врачи, спасавшие пострадавших в Нёноксе, не получили результатов своих анализов после специального обследования в Москве.
Осенью 2019 года с поезда Северодвинск — Нёнокса сняли трех американских дипломатов, которые пытались попасть на режимную территорию без разрешения. В посольстве США объяснили, что дипломаты ездили по России, «чтобы лучше её понять»