21 июня в Архангельске начали разбирать деревянный дом, из квартир в котором еще не выехали окончательно несколько семей. Местные жители вызвали полицию, и рабочие временно прекратили разбор здания.
Эта ситуация произошла в Соломбале. Дом 123 по улице Гуляева уже признали аварийным, но, как говорят местные жители, в нем до сих пор прописаны несколько семей. Сами они вынужденно живут в других местах, но здесь в комнатах остались их мебель, техника и личные вещи.
— Многим прописанным там людям не дали никакого угла, предлагали подобные развалюхи, только в районах Цигломени, Ленинградского и на Бревеннике, — рассказывает архангелогородка Любовь Бычихина, у которой в этом доме до сих пор живет мама. — Естественно, менять шило на мыло люди не стали. В прошлом году лично моей маме сказали, что расселение запланировано на 2023–2024 год. Поэтому она со спокойной душой уехала в Барнаул, билеты назад взяты на июль.
Мама Любови, Вера Михайловна, узнала о разборке дома по телефону: ей позвонила соседка и рассказала, что там уже разбирают крышу — причем именно над ее комнатой. На первом этаже уже разобрали окна и полы.
— Дом действительно аварийный, — подтверждает Вера Михайловна. — Зимовать там невозможно — вода замерзает, в туалет не сходить. Зимой я на даче живу. Семей пять там точно прописаны — у них там мебель, техника. И соседи постоянно там ходят, проверяют свои квартиры. Куда-то уехать ночевать мы можем, а кто нас пустит с мебелью к себе? Части жильцов квартиры дали, а нам не выделили деньги даже. Сейчас мне сказали: «Вот приедете, и вам сразу в общежитии комнату дадим».
После вызова полиции Вера Михайловна дозвонилась в администрацию города, и снос дома приостановили.
— Но, опять же, там взломали замки, сломали окна на первом этаже, никак не ограничили доступ нехорошим людям в жилые помещения, частично начали выносить чью-то мебель... Мы с дочерью приехали, когда уже люди разошлись. Дверь в мамины комнаты заколотили, но это несерьезно, — считает Любовь Бычихина. — Асоциальное население запросто может привести к беде, а виноватых потом не найдешь. В июле моя мать приедет и, конечно, там и будет жить — это единственное жилье у нее. Остальные жители второго этажа снимают и проживают у детей.
Разборку дома прокомментировал глава Архангельска Дмитрий Морев. По его словам, подобные строения в городе решено снести из-за угрозы обрушения, а вещи жильцов собираются вывозить для хранения.
— В рамках обеспечения безопасности граждан по ряду пустующих домов Архангельска было проведено обследование, по результатам которого была выявлена угроза обрушения зданий, — объясняет градоначальник. — В рамках предупреждения возникновения ЧС комиссией по ЧС администрации города было принято решение о необходимости сноса данных зданий. В текущих контрактах, заключенных на эти цели, предусмотрен предварительный осмотр помещений таких домов, в случае, если по результатам осмотра будут выявлены вещи прежних жильцов, представляющие ценность, то они будут вывозиться в место хранения.
В администрации Архангельска не смогли оперативно ответить 29.RU, продолжат ли разбирать в ближайшие дни аварийный дом. Редакция направит в ведомство официальный запрос.
На нашем сайте регулярно выходят материалы о том, как живут люди в аварийных домах:
жильцы сошедшего со свай дома на Северодвинской дошли до Первого канала и выступили на шоу у Гордона, чтобы их дом признали опасным для жизни;
дом на улице Михаила Новова сгорел — в пожаре погибли трое, а выжившие остались в здании без электричества;
жительница Архангельска встретила старость в гниющей «деревяшке» на улице Логинова. Дом еще не признали аварийным: денег на проведение экспертизы у жильцов нет. Пожилой архангелогородке приходится вести быт в крошечной каморке и слышать по ночам, как трещат стены;
история со счастливым концом. Многодетная семья Митькиных из «ледяного» барака на Сульфате переехала в новостройку. Теперь те ужасные условия, в которых они были вынуждены жить многие годы, остались лишь в воспоминаниях;
пенсионера из Архангельска принудительно выселили из опасной аварийки. Он отказывался добровольно заселяться в маневренное жилье, и к нему пришли приставы.
Также мы писали о жизни на Бревеннике, в том числе и о множестве полурасселенных старых домов, которые на нем стоят. В 2021 году там произошло несколько пожаров: в одном из них погиб местный житель, а в другом — сразу три человека. Ранее одна из местных жительниц рассказала 29.RU и о проблемах с жильем, и с транспортом, и с переправой.