На улице 23 градуса мороза. Неприятный ветер щиплет лицо и заставляет пританцовывать. Памятник Ленину на 3-ем Лесозаводе подсвечен двумя прожекторами. Буквально через пару минут основание постамента превратится в трибуну для жильцов деревянных домов, которых расселяют по программе КРТ. Квартиры в центре города им предлагают отдать по низкой цене — 60 тысяч рублей за квадратный метр. Как говорят участники программы, за такие деньги нормального жилья в центре не купить. Переселенцы собрались на согласованный митинг, чтобы заявить о проблеме и записать обращение Владимиру Путину.
«О нашем комфорте "позаботилась" мэрия»
Провести митинг недовольным архангелогородцам разрешили на окраине города и только с 17 до 19 часов. Не раньше. Мнением об этом публично поделился Александр Гревцов, депутат облсобрания и один из организаторов сегодняшней встречи:
— Сегодня в эту морозную погоду вы пришли сюда, чтобы защитить свои права. Мы заявляли митинг днем на площади Ленина в 12 часов, мэрия города Архангельска, которая «заботится» о нас с вами, сделала всё, чтобы нам было максимально «комфортно и удобно» проводить этот митинг: они нас отправили на 3-й Лесозавод, но на самом деле, я думаю, к сожалению, это гораздо ближе того места, где многие жители территорий, попавших в КРТ, могут оказаться в итоге по результатам реализации этой программы.
Гревцов напомнил присутствующим, что на митинг был приглашен глава города Дмитрий Морев.
— После того как мы подали заявку на митинг, он решил организовать в это же время свою встречу с жителями квартала, ему комфортнее встречаться с людьми в кабинетах и решать там какие-то свои задачи.
«КРТ = геноцид»
К этому моменту возле памятника собралось около 150 человек. Среди них участники программ КРТ и РЗТ, а также жители аварийных домов, которых расселяют уже долгие годы. Все внимательно слушали и переминались с ноги на ногу, пытаясь поддерживать тепло. Многие держали плакаты: «КРТ = геноцид», «Власть, защити наши права!», «КРТ — это обман людей», «КРТ — это способ обогащения застройщика».
— Мы пришли, потому что наши дома как раз попали под программу КРТ: Обводный канал, Выучейского, переулок Водников. Пришли, чтобы выразить свой протест против этой программы, потому что это просто беспредел, то, что творится сейчас, — рассказывает Татьяна.
Архангелогородка рассказывает, что жителей ее дома приглашали на официальную встречу с городской администрацией, но на местную власть горожане уже не надеются:
— Нас приглашали, но дело в том, что мы уже на похожей встрече были и никаких ответов мы не получили. Я думаю, что не стоит тратить свое время и снова туда идти, потому что также жителям будет сказано: «Приходите в офис застройщика». Вообще хотелось бы мэра нашего прекрасного, Морева, увидеть сегодня здесь, и губернатора, и главного архитектора Александру Юницину, но они, конечно, не придут.
«Мы просим у власти помощи»
Тем временем на сцену вышла жительница переулка Водников, Анастасия Силькова. Она повторила печальную историю «горящего переулка» и рассказала, что программа КРТ, которую жители воспринимали как спасение, превратилась в новые проблемы.
— Нас сожгли в 2020 году, и с 2020 года мы боремся за свои права. Мы бьем во все колокола, мы ездили на федеральный канал, добиваясь справедливости, потому что нас поджигали в месяц по 13 раз.
«Люди сидели с чемоданчиками и не могли спать, потому что было очень страшно»
— Когда посадили всех причастных, кого смогли поймать, мы понадеялись, что всё-таки власть поможет нам федеральной программой и все кошмары закончатся. Но наш кошмар начался заново с программой КРТ. Она началась в феврале, когда к нам пришла [главный архитектор города Александра] Юницына и огласила, что все будут на равных правах, мы сами будем диктовать застройщику свою сумму. Но на деле оказалось всё совершенно по-другому. Мы не хотим стоять, кричать, кого-то оскорблять или требовать свержения власти. Такого нет. Мы, наоборот, просим у власти помощи.
Помощь участники митинга действительно решили просить у власти. Только на этот раз не у местной, а у федеральной. По микрофону объявили, что после выступлений все желающие смогут записать свое обращение к Владимиру Путину. Люди надеются, что президент услышит.
«Нас отослали на окраины»
Каждое следующее выступление давалось собравшимся всё сложнее и сложнее. И тем, кто слушал, и тем, кто говорил. Мороз делал свое дело, но люди боролись с ним как могли. Передавали друг другу горячий чай, кутались в теплые пледы.
На сцену вышел Юрий. Дом архангелогородца еще стоит в очереди на программу КРТ.
— Буквально в ноябре мне прислали письмо, и я тоже стал несчастным человеком, таким же, как и вы. Меня еще ничего не коснулось, но я уже чувствую, что все беды, которые свалились на вас, ожидают меня. У меня дома нет воды, туалет прямого падения. Мама и сестра не дождались [расселения], они умерли. Я не хочу умереть тоже в этих трущобах. Мои деды прогнали отсюда интервентов, пошли на войну. А теперь этой территорией торгуют чиновники.
«Это как нужно ненавидеть свой народ, своих земляков, чтобы нас зимой, вечером отослать на окраину города, чтобы мы решали свои проблемы?»
— Наш мэр вроде бы закончил академию ФСБ. Где его научили этой ненависти, этой неприязни к своим соотечественникам? У него сейчас родился сын. Поздравляю его с этим. Но у нас тоже есть дети! Сейчас наши соотечественники бьются в СВО, скоро они придут. Куда? В новые дома или на эту землю, заселенную чиновниками и капиталистами, которые торгуют нашей землей?
Эмоциональная речь мужчины, кажется, смогла отогреть собравшихся. Из толпы послышались одобрительные выкрики. Несколько человек захлопали. Остальные кивали, экономили энергию и драгоценное тепло. На шапках и шарфах образовались корочки из инея. Но никто не уходил.
«Мы на эти деньги даже сарай купить не сможем»
Под программу расселения попали и многодетные семьи. На митинг пришел отец пятерых детей Евгений Крылов. Он считает, что в сложившейся ситуации интересы застройщиков для администрации гораздо важнее, чем интересы горожан.
— Застройщики — это коммерческие компании. Для них важно выкупить у вас жилье как можно дешевле. Может быть, даже и бесплатно. Мы с супругой воспитываем на данный момент пятерых детей. И у нас нет понимания, и застройщик сегодня нам не дает понимания, что будет дальше. Мы стоим в третьей очереди, и нам сказали приходить года через 3–4. А цена выкупа — 60 тысяч рублей [за квадратный метр]. Думаю, через четыре года мы за эти деньги не то что жилье, мы и сарай купить не сможем.
«Такое ощущение, что начались лихие 90-е с отъемом жилья — того, на которое вы зарабатывали, которое доставалось вам в наследство»
— Поэтому только отстаивать свои интересы, бороться вместе. Просить, чтобы изменили закон, чтобы внесли изменения в закон, чтобы суммы корректировались хотя бы по «минстроевским» цифрам. Чтобы расчеты велись не исходя из корыстных интересов застройщика, а исходя из интересов людей, которые проживают на этих территориях. Я думаю, что вместе мы этого добьемся.
«Нам рассказывали красивые сказки»
Пришедшие на митинг рассказали, что чувствуют себя обманутыми. Вот, например, Алёна Шрамко. Она живет в неаварийном деревянном доме по адресу Теснанова, 6.
— Наш дом попал в программу. Когда было собрание жильцов, к нам приходили представители администрации и рассказывали очень красивые сказки, что будут покупать нашу площадь по рыночной цене. Но они не уточняли, что это будет рыночная цена деревянного дома. Они утверждали, что будут оценивать жилье по метражу, и не важно, что это деревяшка, она ведь находится в отличном состоянии. Теперь же нас хотят принудить продать квартиры в хорошем доме за копейки и переехать из центра на окраины.
Под конец митинга переселенцы обратились к Владимиру Путину. Они под запись попросили президента внести поправки в закон о Комплексном развитии территорий:
— Для застройщиков это бизнес-проект, который обеспечивает огромную прибыль, — считают архангелогородцы. — При этом мы не получаем ничего, кроме ухудшения качества нашей жизни, нашей семьи и особенно детей. На ту компенсацию, которую решил выдать нам застройщик, нет возможности приобрести благоустроенное жилье в черте города, кроме как деревянный фонд в еще худшем состоянии, и вновь проходить круги ада с выживанием. Либо брать ипотеки с огромными процентами, которые не под силу большинству людей, в частности, пенсионерам.
Также все желающие смогли записать личное обращение. Для этого у камер организаторов митинга выстроилась целая очередь. Люди терпеливо ждали возможности высказаться и донести до власти свои боли и переживания. Для них важна любая возможность быть услышанными.
Параллельно с митингом, 9 декабря, в администрации Архангельска проходила официальная встреча с жителями города, дома которых собираются расселить по программе Комплексного развития территорий. Это мероприятие назначили за час до митинга в защиту этих же жильцов, что возмутило некоторых горожан и депутата областного собрания. Во время встречи Дмитрий Морев заявил, что «никого в центр города переселять не будут».
Напомним, жильцам нескольких аварийных домов предлагают компенсацию 60 000 рублей за квадратный метр, хотя новое жилье будет стоить дороже. Люди просят внести поправки в Жилищный кодекс, чтобы выплата была больше. В областном правительстве поддержали это предложение. Кстати, ранее застройщик уже отвечал на вопросы горожан, но им ответы не понравились.
Расселение аварийного жилья — одна из самых обсуждаемых тем последних месяцев. Дома, которые хотят снести в Архангельске, можно увидеть на нашей интерактивной карте. Больше узнать о застройщиках и о том, сколько домов они расселяют, можно в отдельном материале. Снести собираются и неаварийные дома — мы побывали в нескольких квартирах и показали, как там живут люди.
О том, как проходил митинг в защиту жильцов из домов под снос, читайте в нашей онлайн-трансляции.