На общественный транспорт в Поморье не жалуется только ленивый. И все эти жалобы обоснованы — проблем в этой сфере действительно полно. Даже после подорожания проезда качество перевозок не улучшилось. Наоборот, с каждым днем ситуация становится всё хуже. В старых ПАЗиках теперь даже страшно ездить — не знаешь, чего ожидать после новостей о горящих автобусах и постоянных аварий с их участием. Мы считаем, что об этих проблемах нужно писать, ведь автобусы — это лицо города, они постоянно на виду и ежедневно перевозят огромное количество людей, которые не должны бояться за свою жизнь.
В этом материале мы разбираемся, почему общественный транспорт в нашем регионе находится в таком состоянии, как повлияла сегодняшняя экономическая ситуация на перевозчиков, а также спрашиваем у власти, когда уже горожане увидят изменения.
Почему горят автобусы
Только в этом месяце было два случая пожаров в общественном транспорте. Буквально на днях в Северодвинске загорелся автобус маршрута № 16 из-за неисправной электропроводки. К счастью, пассажиров там не было — водитель направлялся в автопарк на ремонт, но не успел и встал у остановки. После случившегося прокуратура Архангельской области организовала проверку.
До этого в Архангельске, на улице Урицкого, загорелся пассажирский автобус № 44, который тоже не находился на линии, — дым пошел из моторного отсека.
А в конце прошлого года проводку замкнуло в автобусе на маршруте № 1, в котором было много людей. Он остановился недалеко от Морского речного вокзала.
— Было очень страшно, автобус был, как обычно, забит битком, — рассказала ранее 29.RU архангелогородка. — Специфический запах ощущался сразу же, как автобус выехал с ж/д вокзала. Люди жаловались, кондуктор попросила водителя отключить печки, но запах только усиливался. Потом я услышала, как люди кричат: «Откройте двери, уже всё задымилось!», но автобус не останавливался. В итоге он всё-таки остановился, не доезжая до МРВ, когда был уже весь в дыму.
По словам председателя Ассоциации автотранспортников Архангельской области Олега Мишукова, сегодня автопарк региона сильно изношен, поэтому автобусы всё чаще стали ломаться и гореть. Но денег на новый транспорт у перевозчиков нет.
— Автобусы уже далеко не новые. У нас за последние 2 года практически ни одного автобуса перевозчики не приобрели. А обновлять подвижной состав очень сложно без финансовой поддержки из регионального бюджета — договорные отношения с перевозчиками заключены много-много лет назад без каких-либо дополнительных субсидий. Сегодня единицы уже таких регионов, где их не платят, и мы — один из них, — рассказал в интервью 29.RU Олег Мишуков.
«В Архангельской области это единственный вид транспорта, который не субсидируется»
О том, что причина возгораний — в старом транспорте, также говорил архангельский блогер Михаил Шишов. Он считает, что такие автобусы будут и дальше возить пассажиров, и винит в этом департамент транспорта городской администрации.
— В принципе оно и ожидаемо, потому что автобусы у нас с 2012–2014 годов, ездят и более старые, а их эксплуатация очень дорогая. И с нынешней ситуацией как перевозчики будут выходить из этого, совсем непонятно. Вполне ожидаемо, что в этом году точно никаких изменений не будет, — прокомментировал 29.RU Михаил Шишов.
«Перевозчики не могут закупить даже отечественные запчасти»
Сейчас из-за волатильности рубля и множественных санкций экономическую ситуацию в стране вряд ли можно назвать стабильной. Это коснулось и общественного транспорта — стоимость автобусов значительно увеличилась.
Как говорит председатель Ассоциации автотранспортников, еще в январе гордской ПАЗик NEXT стоил 4 миллиона рублей, сейчас — почти 7 миллионов.
— Стоимость практически в 2 раза выросла. И это отечественный автобус! Та же самая картина с ЛААЗами. Раньше они стоили порядка 9 миллионов, а сейчас — уже далеко за 15 миллионов. «Газель», которая стоила осенью 2 миллиона 800, сейчас стоит 6 миллионов.
Олег Мишуков также добавил, что во всех автобусах есть импортные комплектующие, даже в ПАЗике. Для текущего обслуживания на складах в Москве и Санкт-Петербурге, по его словам, запчасти есть в наличии и с их поставками пока проблем не возникает. Но если, например, сломается импортный двигатель, его уже не получится заменить.
— Много комплектующих в отечественном автобусе, будь-то ЛИАЗ, ПАЗ, МАЗ, ГАЗ, импортные. Допустим, в МАЗах белорусского производства подвеска и коробка переключения передач — Германия, двигатель — Merсedes, его уже не привезут в связи с санкциями. И взаимозаменяемости пока на сегодняшний день нет. Заводы, конечно, должны перестраиваться на всё это, — считает Олег Мишуков.
Однако перевозчики, по словам нашего собеседника, не могут позволить себе закупить даже запчасти отечественного производства — цены поднялись и на них.
— Запчасти в 2–3 раза выросли, масла тоже. Я понимаю, когда запчасти растут в связи с санкциями на иномарки. А что касается отечественных, непонятно, при чём здесь санкции. Автобус какой-то сломался, запчасти перевозчики купить не могут и собирают его, как «Лего», из б/у деталей. Соответственно, страдают пассажиры. Этого ни в коем разе нельзя допускать, это социально направленный бизнес.
Как рассказал 29.RU замминистра транспорта региона Андрей Голубев, ни одного обращения от перевозчиков о том, что какую-то запчасть невозможно купить и ее нет на рынке, в министерство не поступало.
— Что касается ситуации с ростом цен, мы мониторим ее по ряду позиций на основании данных, которые предоставляют перевозчики. Увеличение стоимости произошло на масло, шины, чековую бумагу. Всё это нами зафиксировано и отправлено в ФАС. На этой неделе мы ждем от них обратного ответа, в чем причина: недобросовестная работа поставщиков данных материалов, и они к ним примут меры и цены как-то стабилизируются, либо они нам скажут, что эти цены обоснованы уже в рамках текущих реалий. И мы тогда будем делать свои выводы, думать, что предпринять, чтобы рост себестоимости перевозок не отразился на их качестве, и о сумме поддержки, необходимой перевозчикам.
Новые автобусы, которые стоят просто так
В 2018 году Москва подарила Архангельску 30 практически новых автобусов ЛИАЗ. Мы были первыми в стране, кому столица передала часть своего автопарка. Тогда наши корреспонденты сами прокатились на этих автобусах и проверили, насколько они удобны. Но, как говорит председатель Ассоциации автотранспортников, сегодня этот подарок используется максимум наполовину.
— Сейчас их ездит максимум 15, остальные стоят в автопарке и, можно сказать, гниют под открытым небом — они уже всю зиму стоят просто так, и их занесло снегом. Эти автобусы обеспечены видеокамерами, зарядными устройствами, оборудованы «бошевской» электроникой. Представляете, компьютер на мороз вынести под снег, он у нас зиму переночует, что с ним будет? Вот то же самое с этими автобусами сейчас происходит.
«Сердце кровью обливается, в каком состоянии сейчас эти ЛИАЗы. И чтобы их восстановить, я не представляю, какие суммы нужно вложить»
Олег Мишуков пояснил, что компании «Архтрансавто» и ИП Стрекаловский Н.Л., которые заключили договор на обслуживание этих автобусов, в период пандемии сложно было платить аренду.
— Перевозчик ИП Стрекаловский Н.Л. обратился в Министерство транспорта, чтобы ему снизили стоимость аренды. Но Министерство транспорта, к сожалению, на это не пошло, и, соответственно, перевозчик в судебном порядке расторг договор. Это не вина перевозчика, просто ему в свое время не была оказана соответствующая поддержка.
Директор «Архтрансавто» Николай Карягин ответил 29.RU, что все его автобусы, арендованные у Министерства транспорта, выходят на линию. Что касается стоящих в автопарке автобусов ЛИАЗ, от комментариев он отказался. Редакции также не удалось получить оперативный комментарий по этой ситуации у Минтранса, поэтому мы отправим официальный запрос, чтобы получить разъяснение.
Тариф новый, качество прежнее
Напомним, с 26 декабря прошлого года проезд в автобусах Архангельска стал стоить 34 рубля вместо 29. С таким предложением к власти обратились перевозчики, чтобы отрасль смогла выжить — в пандемию она стала приносить большие убытки, пассажиропоток резко снизился, а водители и кондукторы начали увольняться из-за низких зарплат.
Тогда в в региональном Минтрансе пообещали, что повышение тарифа на проезд в автобусах улучшит качество перевозок.
— Увеличение тарифа позволит обеспечить стабильную работу общественного транспорта. Ее качество должно вырасти в оперативном порядке, особенно в части соблюдения расписания, — говорил в декабре замминистра транспорта региона Андрей Голубев.
Но никаких изменений в лучшую сторону горожане не заметили. Как считает председатель Ассоциации автотранспортников региона Олег Мишуков, лишь за счет действующего тарифа повысить качество перевозок невозможно.
— Ассоциация всегда выступала не за повышение тарифа — он для пассажиров, он социально значим. За счет пассажиров нельзя улучшить качество пассажирских перевозок, купить автобусы, обеспечить транспортную безопасность. Это полномочия органов власти, но в нашем субъекте они отошли в сторону. У нас на сегодняшний день за качество и безопасность пассажирских перевозок платит либо перевозчик, либо сами пассажиры.
«Я вообще считаю, что у нас тариф должен быть занижен — у нас народ небогато живет. Мы не Москва, не Санкт-Петербург»
Ждать ли изменений?
В конце декабря 2021 года губернатор Поморья Александр Цыбульский рассказал в интервью 29.RU, что в 2022 году перед правительством региона стоит задача кардинально поменять систему пассажирских перевозок и в городах должны появиться работающие на природном газу брендированные низкопольные автобусы.
— Если мы хотим изменить качество оказания услуги общественного транспорта, то мы должны создать условия, которые будут как минимум конкурентны. Сегодня у нас все перевозчики говорят, что в рамках тех тарифов, которые есть, они не могут качественно оказывать услугу. С одной стороны, мы готовы взять субсидию из регионального бюджета, чтобы максимально снизить нагрузку на население. Но какая-то часть, видимо, ляжет и на тариф для населения, — говорил Цыбульский.
В областном Министерстве транспорта редакции пояснили, что в этом году правительство региона выделило 100 миллионов рублей на обслуживание сельских автобусных маршрутов. Сейчас заканчивается прием заявок от перевозчиков, планируется, что в апреле они получат эти деньги.
Кроме того, 25 марта были внесены поправки в региональный бюджет, которые предусматривают финансирование пассажирских перевозок в Архангельске и Северодвинске на 2023 и 2024 год.
— Суммы там порядка 1 миллиарда 100 миллионов рублей. На основании этих поправок в июле будут отобраны перевозчики. Замена автопарка будет стопроцентная, появятся совершенно новые автобусы. Помимо этого мы сейчас организуем диспетчерскую службу, которая будет предоставлять пассажирам более актуальную информацию о движении автобусов и позволит нам контролировать скоростной режим, улучшить безопасность перевозок, — прокомментировал замминистра транспорта региона Андрей Голубев
Андрей Голубев добавил, что новые автобусы выйдут на линию с 1 января 2023 года. Они будут низкопольные, с кондиционерами и улучшенной системой отопления. Также там будут созданы условия для передвижения маломобильных граждан, пожилых людей и мам с колясками.
— Немаловажный факт и то, что они будут экологичны. То есть мы перейдем полностью на газомоторное топливо. Оно полностью исключает выбросы сажи, которая увеличивает риски развития онкологии.
А вы верите, что в следующем году мы уже не увидим старых ПАЗиков?
«Многие готовы уже бросить этот бизнес»
Однако перевозчики говорят, что поддержка правительства им нужна уже сейчас. На прошлой неделе председатель Ассоциации автотранспортников Олег Мишуков написал обращение к губернатору Александру Цыбульскому.
В нем он поделился своими опасениями, что из-за роста цен на автобусы и запчасти перевозчики не смогут обновить автопарк в рамках реализации транспортной реформы и даже обслуживать уже старый транспорт.
— Пандемия очень большой удар нанесла этой отрасли, сейчас санкции соответствующие, бешеный рост цен. Кроме того, некоторые автобусы не могут эксплуатироваться, потому что дорогие запчасти. И может такое получиться, что не хватит денег даже на заправку. Многие готовы уже бросить этот бизнес.
«Мы сейчас дождемся, когда автобусы просто встанут. У перевозчиков уже крик души!»
— Лично нам на сегодняшний день позиция Министерства транспорта Архангельской области непонятна. Буквально недавно в Виноградовском районе начался конкурс на перевозку пассажиров, пока никто не заявился. Скоро надо будет проводить торги по Архангельску и Северодвинску — в июне контракты уже заканчиваются. И у меня огромные сомнения, что на рынок зайдут даже из других регионов. Там же не один миллиард надо вложить, чтобы приобрести новые автобусы на природном газу. Их стоимость просто баснословная сегодня по сравнению даже с прошлым годом.
Корреспондент 29.RU также обратился в пресс-службу администрации Архангельска с просьбой предоставить спикера из департамента транспорта, однако там ответили, что специалиста, компетентного и ответственного за ситуацию, для беседы не дадут и что за разъяснениями лучше обратиться в Минтранс, что редакция и сделала.
Зона ответственности в сложившейся ситуации — не только областной администрации, но и городской, поэтому 29.RU всё равно направил официальный запрос в департамент транспорта администрации Архангельска — они отвечают за состояние автобусов в городе. А также в администрацию Северодвинска, где горел автобус.
Напомним, недавно пермская компания «Радар» завершила аудит сферы общественного транспорта в Поморье. Предполагалось, что большинство автобусов заменят на новые МАЗы и в Архангельске запустят более 200 новых автобусов. Мы также показывали на картах, как предлагают изменить движение автобусов в городе.