Этим материалом мы продолжаем серию репортажей «Путешествие из Архангельска в Северодвинск». Журналисты Антон Данилов и Иван Митюшёв отправились в небольшую экспедицию, чтобы показать, как живут люди в населенных пунктах между двумя городами. Они уже побывали на Левом берегу, Пирсах в Заостровье, Зеленце, Тойнокурье и в Борах. Новая остановка — Цигломень.
«Первое впечатление — безнадега»
— Рыба свежая! Мочалки ручной работы! Покупайте!
Цигломень встретила нас выкриками уличных продавцов, трениками на веревках и внезапно резким затхлым запахом, как в запущенных квартирах или от уличных бродяг.
Кажется, что чувство безнадеги не покидает этот поселок даже теплым летом. Местные на лавочке обсуждают очередное убийство по пьяни, в открытых подъездах спят забулдыги, а на чужаков с камерой прохожие смотрят с большой настороженностью.
Формально Цигломень является микрорайоном и считается частью Архангельска. Вот только местные жители причастности к городу не ощущают и говорят, что живут в поселке.
Всё свое: укроп, огурцы, рыба, молоко
Недалеко от автобусной остановки, на тропинке возле супермаркета с модным названием «КаскаD», расположился импровизированный рынок. Здесь торгуют местные бабули.
— Мы тут стоим каждый день. Кто укропчик продает, кто огурчики, кто лучок, кто рыбу. Молоко еще. В Цигломени у многих свое хозяйство домашнее, вот и продаем, — рассказывает нам пенсионерка Вера. Она предлагает прохожим рыбу и мочалки.
Вера живет в Цигломени больше 50 лет. Когда ей был год, семья переехала сюда из Ивановской области. Всю свою жизнь северянка работала. Сначала на заводе, потом на ТЭЦ. Еще была швеей.
— По молодости хотела уехать в Ивановскую область, но потом 90-е. Жили без денег. А после малая появилась, дочка. Девать некуда было, у нее тут садик, школа. Она выросла и уехала, а я так и осталась в Цигломени.
«Участкового нет! А буянят тут часто»
Пенсионерка говорит, что раньше поселок процветал, а сейчас катится по наклонной.
— Ой, а как раньше-то у нас было хорошо! Парк с каруселями был, лесозаводы, роддом, терапия, морг… Всё было!
Она говорит, что раньше сюда за работой приезжали, а сейчас отсюда за ней уезжают:
— Заброшенное место. Нас от цивилизации отрезали и пустили на самотек. Либо справимся, либо на тот свет.
В Цигломени, говорит Вера, нет даже полиции. А она местным очень нужна.
— Бывает, вызовешь, и не дождаться никого. Участкового нет! А буянят тут часто. На днях вот убийство было. То ли жена мужа, то ли муж жену. На Кирпичном еще убийство было…
С СВО вернулся парень и кого-то завалил по пьяни. Хватает этого у нас
Про вернувшегося с СВО нам говорили многие жители Цигломени и поселка Кирпичного завода. Кажется, что это встревоженно обсуждают все. Чтобы выяснить подробности произошедшего, редакция отправит в УМВД официальный запрос.
После небольшой паузы пенсионерка добавляет:
— Но вообще у нас тут люди дружелюбные… Иногда идешь, алкоголик лежит. Говорит: «девушка, дай мне руку, я встану». Я подойду, подниму.
Это ведь тоже чей-то сын... Помрет завтра, мать реветь будет
«Невролога тут год ждала!»
Вера говорит, что в поселке есть проблемы с медициной. В местную поликлинику очень большие очереди, а в городской помогать отказываются.
— Невролога тут год ждала! А в городе нас не признают. Я записалась через Госуслуги, пришла с направлением в городскую, а они говорят: «Как это вы могли через Госуслуги? Вы же с Цигломени!». А мы кто? Не люди, что ли? К городу не относимся?
«Городские у нас жить не хотят»
К нашему разговору присоединилась пенсионерка Галина Ивановна. Она переехала в Цигломень из Донецка в 16 лет. После техникума работала на заводе, где однажды ее рука попала в станок. Пришлось тогда непросто, но молодая девушка не отчаялась, нашла работу в детском саду, так и осталась в поселке. Сейчас Галине 72 года, и на очень переживает за судьбу родной Цигломени.
— Здесь дороги ужасные. Весной и осенью, когда дожди, тут нигде не пройдешь. Бродни надо надевать. Ямы везде на тротуарах, можно ногу сломать. Зимой тоже ужас, все падают, скользят.
Галина Ивановна рассказывает, что недавно в Цигломень начали переезжать люди из Архангельска. Правда, надолго они не задерживаются.
— У нас теперь появляются новички, потому что район новый отстроили. Социальное жилье. Туда не только цигломенских из аварийного жилья переселяют, но еще и городских.
Но городские у нас жить не хотят. Переселяются сначала, а потом квартиры продают. Они к цивилизации привыкли, а тут отшиб
«На этой стройке столько денег промотали»
Строительство шести социальных домов в Цигломени началось еще в 2014 году. Здания обещали возвести в короткие сроки, а первые жильцы должны были заехать сюда уже в 2015 году.
Потом стройку заморозили и завершили только в 2024 году. В новые дома стали переселять и цигломенцев, и жителей Архангельска.
Переселение уже вызвало несколько скандалов. Так, например, семью из Соломбалы заставляют заселиться в одну квартиру с незнакомыми людьми. Вместо полноценной квартиры они получат две комнаты и «общажные условия».
Район, который строили девять лет, уже стал для местных жителей мемом и поводом для грустных размышлений.
— На этой стройке столько денег промотали… Столько лет строили, а всё равно недоделали. Где-то свет не подключен, а где-то и посерьезнее проблемы возникают, но я о них не скажу, а то сразу поймут, кто жалуется, — рассказывает Ольга, местная жительница.
В мае 2015-го в отношении первого застройщика ООО «АМ Констракшн» возбудили уголовное дело по статье о мошенничестве. Согласно материалам прокурорской проверки, фирма завладела 25 миллионами рублей и прекратила строительство домов. Информации о том, что за это кого-то наказали, нет до сих пор.
С Ольгой мы познакомились, когда она сидела на мосточках и курила. Женщина объяснила, что жить в новых домах удобнее, чем в деревянных.
— На самом деле, условия тут нормальные. Вода есть, дров не надо носить. Я всю жизнь в Цигломени в деревяшке прожила, и там только одно удобство было — смывать за собой не надо, — рассказала северянка. — Здесь жить можно. И даже лучше, чем в городе. Только с врачами проблема. Глазника … окулиста нету, невропатолога нету, терапевтов не хватает. Я уже не говорю про детских врачей. А так ничего, нормально. Человек ко всему привыкает. Понимаете? Везде хорошо, где нас нет. Вот так…
Прощаясь с нами, северянка вспоминает еще об одной проблеме.
— Напишите, что у нас с милицией проблемы. Участкового вот даже не найдешь. Я его лет 10 не видела. Звонила, спрашивала его номер, на всякий случай. Так ведь не дают. Мол, «зачем вам его номер?»… А вдруг что случится? Куда нам звонить? А ведь пьяных дебошей у нас тут много.
«Отопление пропадает. В квартирах плесень»
О проблемах с новыми домами нам также рассказала Татьяна. По словам девушки, в новом доме постоянно пропадают горячая вода и отопление.
— У нас каждый день отключается котел. Что мы зимой будем делать, непонятно. Я писала в жилинспекцию, но оттуда пришла только отписка, мол, «трубы целые и вода нам поступает»… но вопрос-то не в этом был.
Ее слова подтвердила и другая местная жительница Екатерина:
— В некоторых квартирах плесень. В одном из домов постоянно котел не работает. Выключается. Есть некоторые недоделки, но в принципе нормально. Лучше того, что у меня в деревяшке аварийной было.
Девушка подмечает, что людей здесь пока мало. Многие квартиры пустуют.
— Люди не соглашаются переезжать. Кого из Маймаксы или Архангельска переселяют, те в суд подают. Они сюда ехать не хотят.
Мы прогулялись по новому району в поисках жителей. По сравнению с остальной Цигломенью он действительно оказался пустынным. Зато в первом же подъезде, куда мы зашли, стоял невыносимый запах перегара. Прямо на ступеньках крепко спал пьяный мужчина. Будить его мы не стали.
«Пиво продают, и отлично»
Проблемы с пьянством и отсутствие полицейских отметили практически все, кто согласился с нами пообщаться. Почему люди в Цигломени спиваются, нам доступно объяснил местный житель Игорь. Он стоял с бутылкой пива и беременной женой возле деревянного дома.
— Тут плохо (заменено на синоним, собеседник использовал мат. — Прим. ред.) живется. Всё плохо: дороги, дома. Из хорошего — только магазины, пиво продают, и отлично (заменено на синоним, собеседник использовал мат. — Прим. ред.).
Оказалось, что десять лет назад Игорь переехал из Цигломени в Плесецк. А сейчас они с женой решили вернуться, чтобы быть поближе к Архангельскому перинатальному центру.
— Родим и уедем отсюда. В Плесецке у меня работа хорошая, а тут платят мало. Я на завод даже не суюсь, там нечего ловить. Здесь большинство людей халтурами зарабатывает. Там доску приколотить, там сарайку разобрать.
Оказалось, что в этом месяце прямо на глазах у Игоря погиб друг, который приехал с ним из Плесецка. О смерти товарища мужчина рассказывает охотно и на эмоциях:
— У меня вот друг утонул недавно. 3 июня. Судороги. Дурачок он, купаться пошел. Я поплыл его спасать, короче. А мне орут: «Дурак, не плыви, он тебя за собой потащит». Там карьер глубокий. На следующий день его водолазы вытащили. Тяжело… когда видишь всё это. Его документы до сих пор у меня лежат, пока не забрали.
«Тут — только бухать»
Что в Цигломени нет перспектив, нам заявил местный житель Антон. Молодой парень работает на Севмаше. Пять лет назад он взял ипотеку на дом в поселке Кирпичного завода.
— Я тут двушку за «лям семьсот» взял. В Северодвинске они тогда по три миллиона стоили, так что решил тут пожить. Сейчас выплачу ипотеку и в планах, конечно же, отсюда побыстрее убежать.
Развлечений здесь вообще нет. Только бухать. Я вот сегодня пивка всандалил неплохо
Поселок Кирпичного завода находится рядом с Цигломенью и практически сливается с ней территориально. Местные описывают те же проблемы, ходят купаться в одни и те же места и водят детей в одни школы.
На вопрос о том, есть ли в Цигломени работа, парень скептически улыбается:
— Здесь 23-й лесозавод. Лес валят. Смена по 12 часов, а зарабатывают под «сорокет». Там в основном местные бухарики работают. Я на Севмаше за восемь часов работы в два раза больше получаю. На самом деле, половина Цигломени на Севмаше и «Звездочке» работают. А еще треть — в архангельских магазинах продавцами и в сфере услуг. Тут работы больше нет.
«Тренеры сюда не хотят приезжать»
И всё же занятия в Цигломени найти реально. Вот, например, спортивный комплекс «Искра». Тут можно бесплатно поиграть в волейбол и баскетбол, а еще записаться в тренажерный зал. Месячный абонемент для взрослого стоит тысячу рублей. Также есть бесплатные секции для детей:
— Есть баскетбол, есть волейбол. Футбольное поле строят. Борьба есть. Хоккей набирается, флорбол детский. Каратэ, бокс, — рассказывает Людмила, сотрудница «Искры».
Женщина признается, что несмотря на доступность и оснащение спортивной школы, детей в секции ходит довольно мало.
— Детей надо увлечь, потому что сейчас в некоторые группы ходит по 2–3 человека. Не все родители готовы детей постоянно водить, а у деток пока нет возможности и ответственности прийти самостоятельно.
Ирина говорит, что в секциях также не хватает тренеров. В Цигломень специалисты ехать отказываются.
— У нас перспективный зал, но хотелось бы больше тренеров. Чтобы молодые ребята приезжали, заинтересовывали детей, секции новые открывали. Но тренеры сюда не хотят. Ищем вот кого-то, кто детей футболу научит. Поле построят, а специалиста пока нет.
Женщина считает, что именно заинтересованные молодые спортсмены смогут искоренить повсеместный алкоголизм в поселке:
— Почему у нас молодежь пьет? Потому что нет увлечений. Их надо заинтересовать, подтянуть. Сейчас вот очень много ребят на мотоциклах по Цигломени ездят. Без номеров, без прав. Это опасно — и для них, и для окружающих. Но нельзя их просто наказывать. Им нужно секцию сделать, чтобы они понимали, как мотоцикл работает, чтобы не по дворам гоняли, а занимались этим серьезно.
Вот такой мы увидели Цигломень. Кажется, здесь есть все условия для комфортной жизни: три школы, два садика, лесозавод, спортзал, детский дом и даже новостройки для переселенцев из ветхого жилья возвели... Вот только жизнь местных всё равно пропитана чувством безнадежности и оторвана от цивилизации. Разговоры о смерти и убийствах — на каждом шагу. Пьяные слоняются по районам целыми группами. Многие люди до сих пор разговаривают как гопники из 90-х, а вечерами есть реальный шанс нарваться на неприятности и не дождаться полиции, на бездействие которой здесь жалуются абсолютно все.
Лучше всего наши впечатления от Цигломени иллюстрирует вот эта серия фотографий. Вроде, всё есть, а как надо не работает...
Ранее мы посещали Боры, Тойнокурье, Зеленец, Заостровье, Пирсы, Левый берег, Исакогорку, Бревенник, Кегостров, Пустошь, Талаги.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.