Город Путешествие из Архангельска в Северодвинск репортаж Из Архангельска в Северодвинск: гуляем по Цигломени, где «убийств хватает, но люди дружелюбные»

Из Архангельска в Северодвинск: гуляем по Цигломени, где «убийств хватает, но люди дружелюбные»

Рассказываем, в каких условиях тут живут люди и чего они ждут от полиции

Цигломень показалась нам большой и депрессивной

Этим материалом мы продолжаем серию репортажей «Путешествие из Архангельска в Северодвинск». Журналисты Антон Данилов и Иван Митюшёв отправились в небольшую экспедицию, чтобы показать, как живут люди в населенных пунктах между двумя городами. Они уже побывали на Левом берегу, Пирсах в Заостровье, Зеленце, Тойнокурье и в Борах. Новая остановка — Цигломень.

Наш маршрут — на карте. Репортажи из других населенных пунктов можно прочесть здесь

«Первое впечатление — безнадега»

— Рыба свежая! Мочалки ручной работы! Покупайте!

Цигломень встретила нас выкриками уличных продавцов, трениками на веревках и внезапно резким затхлым запахом, как в запущенных квартирах или от уличных бродяг.

Треники здесь любят и уважают
В Цигломени много мусора от снесенных домов

Кажется, что чувство безнадеги не покидает этот поселок даже теплым летом. Местные на лавочке обсуждают очередное убийство по пьяни, в открытых подъездах спят забулдыги, а на чужаков с камерой прохожие смотрят с большой настороженностью.

Формально Цигломень является микрорайоном и считается частью Архангельска. Вот только местные жители причастности к городу не ощущают и говорят, что живут в поселке.

На улицах много пьющих и часто неприятно пахнет

Всё свое: укроп, огурцы, рыба, молоко

Недалеко от автобусной остановки, на тропинке возле супермаркета с модным названием «КаскаD», расположился импровизированный рынок. Здесь торгуют местные бабули.

— Мы тут стоим каждый день. Кто укропчик продает, кто огурчики, кто лучок, кто рыбу. Молоко еще. В Цигломени у многих свое хозяйство домашнее, вот и продаем, — рассказывает нам пенсионерка Вера. Она предлагает прохожим рыбу и мочалки.

Вера стоит справа
Интересный набор на продажу

Вера живет в Цигломени больше 50 лет. Когда ей был год, семья переехала сюда из Ивановской области. Всю свою жизнь северянка работала. Сначала на заводе, потом на ТЭЦ. Еще была швеей.

— По молодости хотела уехать в Ивановскую область, но потом 90-е. Жили без денег. А после малая появилась, дочка. Девать некуда было, у нее тут садик, школа. Она выросла и уехала, а я так и осталась в Цигломени.

Бабушки собираются на проходной тропинке утром. Днем большинство из них расходится
Но кто-то подходит к бизнесу серьезнее и остается на весь день

«Участкового нет! А буянят тут часто»

Пенсионерка говорит, что раньше поселок процветал, а сейчас катится по наклонной.

— Ой, а как раньше-то у нас было хорошо! Парк с каруселями был, лесозаводы, роддом, терапия, морг… Всё было!

Она говорит, что раньше сюда за работой приезжали, а сейчас отсюда за ней уезжают:

— Заброшенное место. Нас от цивилизации отрезали и пустили на самотек. Либо справимся, либо на тот свет.

Вера считает, что сейчас чиновники гонятся за деньгами, а на благополучие людей всем плевать

В Цигломени, говорит Вера, нет даже полиции. А она местным очень нужна.

— Бывает, вызовешь, и не дождаться никого. Участкового нет! А буянят тут часто. На днях вот убийство было. То ли жена мужа, то ли муж жену. На Кирпичном еще убийство было…

С СВО вернулся парень и кого-то завалил по пьяни. Хватает этого у нас

Про вернувшегося с СВО нам говорили многие жители Цигломени и поселка Кирпичного завода. Кажется, что это встревоженно обсуждают все. Чтобы выяснить подробности произошедшего, редакция отправит в УМВД официальный запрос.

После небольшой паузы пенсионерка добавляет:

— Но вообще у нас тут люди дружелюбные… Иногда идешь, алкоголик лежит. Говорит: «девушка, дай мне руку, я встану». Я подойду, подниму.

Это ведь тоже чей-то сын... Помрет завтра, мать реветь будет

«Невролога тут год ждала!»

Вера говорит, что в поселке есть проблемы с медициной. В местную поликлинику очень большие очереди, а в городской помогать отказываются.

— Невролога тут год ждала! А в городе нас не признают. Я записалась через Госуслуги, пришла с направлением в городскую, а они говорят: «Как это вы могли через Госуслуги? Вы же с Цигломени!». А мы кто? Не люди, что ли? К городу не относимся?

Вход в местную поликлинику
Здание побито, но функционирует

«Городские у нас жить не хотят»

К нашему разговору присоединилась пенсионерка Галина Ивановна. Она переехала в Цигломень из Донецка в 16 лет. После техникума работала на заводе, где однажды ее рука попала в станок. Пришлось тогда непросто, но молодая девушка не отчаялась, нашла работу в детском саду, так и осталась в поселке. Сейчас Галине 72 года, и на очень переживает за судьбу родной Цигломени.

— Здесь дороги ужасные. Весной и осенью, когда дожди, тут нигде не пройдешь. Бродни надо надевать. Ямы везде на тротуарах, можно ногу сломать. Зимой тоже ужас, все падают, скользят.

Галина Ивановна — дважды вдова. Ее второй муж умер 1 апреля 2024 года
Даже летом дороги тут выглядят не очень

Галина Ивановна рассказывает, что недавно в Цигломень начали переезжать люди из Архангельска. Правда, надолго они не задерживаются.

— У нас теперь появляются новички, потому что район новый отстроили. Социальное жилье. Туда не только цигломенских из аварийного жилья переселяют, но еще и городских.

Но городские у нас жить не хотят. Переселяются сначала, а потом квартиры продают. Они к цивилизации привыкли, а тут отшиб

Новостройки, в которые переселяют людей из ветхого жилья

«На этой стройке столько денег промотали»

Строительство шести социальных домов в Цигломени началось еще в 2014 году. Здания обещали возвести в короткие сроки, а первые жильцы должны были заехать сюда уже в 2015 году.

Потом стройку заморозили и завершили только в 2024 году. В новые дома стали переселять и цигломенцев, и жителей Архангельска.

Переселение уже вызвало несколько скандалов. Так, например, семью из Соломбалы заставляют заселиться в одну квартиру с незнакомыми людьми. Вместо полноценной квартиры они получат две комнаты и «общажные условия».

Район, который строили девять лет, уже стал для местных жителей мемом и поводом для грустных размышлений.

— На этой стройке столько денег промотали… Столько лет строили, а всё равно недоделали. Где-то свет не подключен, а где-то и посерьезнее проблемы возникают, но я о них не скажу, а то сразу поймут, кто жалуется, — рассказывает Ольга, местная жительница.

Свое лицо женщина просит не показывать. Ее имя мы тоже изменили

В мае 2015-го в отношении первого застройщика ООО «АМ Констракшн» возбудили уголовное дело по статье о мошенничестве. Согласно материалам прокурорской проверки, фирма завладела 25 миллионами рублей и прекратила строительство домов. Информации о том, что за это кого-то наказали, нет до сих пор.

С Ольгой мы познакомились, когда она сидела на мосточках и курила. Женщина объяснила, что жить в новых домах удобнее, чем в деревянных.

— На самом деле, условия тут нормальные. Вода есть, дров не надо носить. Я всю жизнь в Цигломени в деревяшке прожила, и там только одно удобство было — смывать за собой не надо, — рассказала северянка. — Здесь жить можно. И даже лучше, чем в городе. Только с врачами проблема. Глазника … окулиста нету, невропатолога нету, терапевтов не хватает. Я уже не говорю про детских врачей. А так ничего, нормально. Человек ко всему привыкает. Понимаете? Везде хорошо, где нас нет. Вот так…

Переселенцам из деревянных домов в новостройках нравится

Прощаясь с нами, северянка вспоминает еще об одной проблеме.

— Напишите, что у нас с милицией проблемы. Участкового вот даже не найдешь. Я его лет 10 не видела. Звонила, спрашивала его номер, на всякий случай. Так ведь не дают. Мол, «зачем вам его номер?»… А вдруг что случится? Куда нам звонить? А ведь пьяных дебошей у нас тут много.

В новом районе стоят камеры, но люди всё равно не чувствуют себя в безопасности

«Отопление пропадает. В квартирах плесень»

О проблемах с новыми домами нам также рассказала Татьяна. По словам девушки, в новом доме постоянно пропадают горячая вода и отопление.

— У нас каждый день отключается котел. Что мы зимой будем делать, непонятно. Я писала в жилинспекцию, но оттуда пришла только отписка, мол, «трубы целые и вода нам поступает»… но вопрос-то не в этом был.

Татьяна подтверждает, что в домах есть проблемы, которые никто не решает

Ее слова подтвердила и другая местная жительница Екатерина:

— В некоторых квартирах плесень. В одном из домов постоянно котел не работает. Выключается. Есть некоторые недоделки, но в принципе нормально. Лучше того, что у меня в деревяшке аварийной было.

В этих домах есть все удобства. В отличие от многих цигломенских деревяшек

Девушка подмечает, что людей здесь пока мало. Многие квартиры пустуют.

— Люди не соглашаются переезжать. Кого из Маймаксы или Архангельска переселяют, те в суд подают. Они сюда ехать не хотят.

Дома пока выглядят необжитыми
Но в некоторые квартиры уже заселились люди

Мы прогулялись по новому району в поисках жителей. По сравнению с остальной Цигломенью он действительно оказался пустынным. Зато в первом же подъезде, куда мы зашли, стоял невыносимый запах перегара. Прямо на ступеньках крепко спал пьяный мужчина. Будить его мы не стали.

Оценили ситуацию и решили поискать других собеседников...

«Пиво продают, и отлично»

Проблемы с пьянством и отсутствие полицейских отметили практически все, кто согласился с нами пообщаться. Почему люди в Цигломени спиваются, нам доступно объяснил местный житель Игорь. Он стоял с бутылкой пива и беременной женой возле деревянного дома.

— Тут плохо (заменено на синоним, собеседник использовал мат. — Прим. ред.) живется. Всё плохо: дороги, дома. Из хорошего — только магазины, пиво продают, и отлично (заменено на синоним, собеседник использовал мат. — Прим. ред.).

Игорь согласился сфотографироваться только в обнимку с одним из нас
Фотоаппарат Вани вызвал у мужчины большой интерес. Он попросил показать, как на него фотографировать

Оказалось, что десять лет назад Игорь переехал из Цигломени в Плесецк. А сейчас они с женой решили вернуться, чтобы быть поближе к Архангельскому перинатальному центру.

— Родим и уедем отсюда. В Плесецке у меня работа хорошая, а тут платят мало. Я на завод даже не суюсь, там нечего ловить. Здесь большинство людей халтурами зарабатывает. Там доску приколотить, там сарайку разобрать.

Наш новый друг показывает на покосившийся сарай

Оказалось, что в этом месяце прямо на глазах у Игоря погиб друг, который приехал с ним из Плесецка. О смерти товарища мужчина рассказывает охотно и на эмоциях:

— У меня вот друг утонул недавно. 3 июня. Судороги. Дурачок он, купаться пошел. Я поплыл его спасать, короче. А мне орут: «Дурак, не плыви, он тебя за собой потащит». Там карьер глубокий. На следующий день его водолазы вытащили. Тяжело… когда видишь всё это. Его документы до сих пор у меня лежат, пока не забрали.

О смерти местные говорят очень часто. Такой «жигуль» мы встретили через пару минут после беседы с Игорем

«Тут — только бухать»

Что в Цигломени нет перспектив, нам заявил местный житель Антон. Молодой парень работает на Севмаше. Пять лет назад он взял ипотеку на дом в поселке Кирпичного завода.

— Я тут двушку за «лям семьсот» взял. В Северодвинске они тогда по три миллиона стоили, так что решил тут пожить. Сейчас выплачу ипотеку и в планах, конечно же, отсюда побыстрее убежать.

Развлечений здесь вообще нет. Только бухать. Я вот сегодня пивка всандалил неплохо

Антон попросил его не фотографировать

Поселок Кирпичного завода находится рядом с Цигломенью и практически сливается с ней территориально. Местные описывают те же проблемы, ходят купаться в одни и те же места и водят детей в одни школы.

Мы встретились с ним возле этого дома

На вопрос о том, есть ли в Цигломени работа, парень скептически улыбается:

— Здесь 23-й лесозавод. Лес валят. Смена по 12 часов, а зарабатывают под «сорокет». Там в основном местные бухарики работают. Я на Севмаше за восемь часов работы в два раза больше получаю. На самом деле, половина Цигломени на Севмаше и «Звездочке» работают. А еще треть — в архангельских магазинах продавцами и в сфере услуг. Тут работы больше нет.

По словам местных, на лесозаводе приходится много работать
В Цигломени много сетевых магазинов. В них тоже работают местные

«Тренеры сюда не хотят приезжать»

И всё же занятия в Цигломени найти реально. Вот, например, спортивный комплекс «Искра». Тут можно бесплатно поиграть в волейбол и баскетбол, а еще записаться в тренажерный зал. Месячный абонемент для взрослого стоит тысячу рублей. Также есть бесплатные секции для детей:

— Есть баскетбол, есть волейбол. Футбольное поле строят. Борьба есть. Хоккей набирается, флорбол детский. Каратэ, бокс, — рассказывает Людмила, сотрудница «Искры».

На улице есть спортивная, баскетбольная и волейбольная площадки
Внутри просторный зал

Женщина признается, что несмотря на доступность и оснащение спортивной школы, детей в секции ходит довольно мало.

— Детей надо увлечь, потому что сейчас в некоторые группы ходит по 2–3 человека. Не все родители готовы детей постоянно водить, а у деток пока нет возможности и ответственности прийти самостоятельно.

В зале для бокса есть всё необходимое оборудование
Когда мы пришли, в зале никого не было

Ирина говорит, что в секциях также не хватает тренеров. В Цигломень специалисты ехать отказываются.

— У нас перспективный зал, но хотелось бы больше тренеров. Чтобы молодые ребята приезжали, заинтересовывали детей, секции новые открывали. Но тренеры сюда не хотят. Ищем вот кого-то, кто детей футболу научит. Поле построят, а специалиста пока нет.

Спортом тут занимаются в основном старики

Женщина считает, что именно заинтересованные молодые спортсмены смогут искоренить повсеместный алкоголизм в поселке:

— Почему у нас молодежь пьет? Потому что нет увлечений. Их надо заинтересовать, подтянуть. Сейчас вот очень много ребят на мотоциклах по Цигломени ездят. Без номеров, без прав. Это опасно — и для них, и для окружающих. Но нельзя их просто наказывать. Им нужно секцию сделать, чтобы они понимали, как мотоцикл работает, чтобы не по дворам гоняли, а занимались этим серьезно.

Подростки на мотоциклах — одна из проблем Цигломени. На них тоже жаловались многие встреченные нами люди
За водой многим жителям приходится ездить на колонку
В поселке много ветхого жилья
Местами Цигломень удивляет красотой
Эту кучу бутылок мы нашли прямо напротив офиса управляющей компании «Левобережье». На их работу нам не раз жаловались герои репортажей

Вот такой мы увидели Цигломень. Кажется, здесь есть все условия для комфортной жизни: три школы, два садика, лесозавод, спортзал, детский дом и даже новостройки для переселенцев из ветхого жилья возвели... Вот только жизнь местных всё равно пропитана чувством безнадежности и оторвана от цивилизации. Разговоры о смерти и убийствах — на каждом шагу. Пьяные слоняются по районам целыми группами. Многие люди до сих пор разговаривают как гопники из 90-х, а вечерами есть реальный шанс нарваться на неприятности и не дождаться полиции, на бездействие которой здесь жалуются абсолютно все.

Лучше всего наши впечатления от Цигломени иллюстрирует вот эта серия фотографий. Вроде, всё есть, а как надо не работает...

Вот такое благоустройство — мостки новые есть, но проход по ним только для карликов
А это уже проход к остановке в совершенно другом месте. Мостки тоже свежие, но людям приходится нагибаться, чтобы пройти
Ну а это вообще шедевр. По плану должна быть калитка, значит, калитку сделают. Под теплотрассой же можно проползти

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE13
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Архангелогородка не ест мясо: чем она питается
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Вы это замечали? Набережная Архангельска, где есть целый граффити-вернисаж
Анонимное мнение
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления