Город репортаж «Лишь бы не сожгли нас! Это страшно»: репортаж из центра Архангельска, где постоянно горят дома

«Лишь бы не сожгли нас! Это страшно»: репортаж из центра Архангельска, где постоянно горят дома

Прошлись по переулку Водников, рассказываем, что тревожит его жителей

Все деревянные дома тут — аварийные, но в некоторых до сих пор живут люди

Переулок Водников — место поистине уникальное, только за осень 2021 года тут произошло пять пожаров. После этого власти предложили оградить его от поджигателей... забором. Идею эту, впрочем, забросили, как и сам переулок. Сейчас, прогуливаясь среди обгоревших деревяшек, окруженных зеленью, легко представить, что ты не в центре Архангельска, а в декорациях фильма про постапокалипсис. А ведь тут еще живут люди. Мы пообщались с обитателями одного из последних уцелевших домов в округе и выяснили, как существует переулок Водников в 2023 году. Проблем здесь оказалось много: наркоманы, поджигатели и вечно переносящиеся сроки расселения.

Райончик, мягко скажем, не очень благополучный

«Из дома надо переезжать, нам страшно!»

На переулке — восемь деревянных домов, и все они признаны аварийными. Большинство построек сгорели, некоторые сошли со свай. Единственной пригодной для жизни деревяшкой кажется домик на Водников, 7. Идем знакомиться с местными.

Снаружи дом выглядит прилично... Впрочем, как говорят местные, так же выглядел и его сосед, который сошел со свай два года назад

На крыльце сидит Татьяна Михайловна. Она приглядывает за внучкой, которая играет на самодельной площадке. В этом доме семья Татьяны занимает несколько квартир — в одной она живет сама, а в другой расположился сын, невестка и двое их детей. Спрашиваем у женщины про крепкое на вид жилище:

— Дом признан аварийным в том году, но, когда расселение, нам не сказали. Всё в тумане. Застройщика, говорят, нет. Из дома, конечно, надо переезжать, нам страшно! Он старый, 1939 года, вы представляете? Всё перекошено — полы, печки.

В доме, по словам женщины, только холодная вода, у всех стоят бойлеры. Канализацию постоянно прорывает, и территория вокруг дома затапливается. За ремонт коммуникаций жильцам приходится платить из своего кармана.

— Мы здесь собственники, поэтому сами всё делаем — за свой счет: и печки, и полы, и оба крыльца. У нас дети маленькие, у меня двое внуков, у других жильцов есть дети. Площадку для них тоже сами сделали, хочется, чтобы было где поиграть. Так и живем, скромненько — никого не трогаем и хотим, чтобы нас не трогали.

Атмосфера в этом дворике домашняя, видно, что жильцам важно жить цивилизованно

Впрочем, по словам Татьяны, бытовые неудобства — привычное дело для всех жителей аварийных деревяшек, а вот к чему привыкнуть нельзя, так это к поджогам.

— Тут часто дома жгут. Соседний дом вот не так давно горел, сарайки горели, пару лет назад много домов горело. У нас ТСЖ, и мы поставили камеры за свой счет, в подъездах поставили датчики дыма, двери поменяли на более прочные. Вот у нас пожары тогда были, мы давали запись с камеры, искали поджигателя.

Повторить участь своих соседей жильцы дома № 7 не хотят

Камеры на улице Водников действительно повсюду, местные не жалеют на это ни сил, ни денег. Виной тому не только страх огня:

— Тут столько наркоманов ходит! Камер уже и не боятся, говорят: «Ай, да это у вас нерабочие». А я сижу на кухне и смотрю, вижу, как они прямо у нас во дворе под камнями прячут что-то. Тут домов столько заброшенных стоит, а они у нашего ошиваются. Потом роются внаглую просто. И попробуй что-то скажи, они отвечают: «Ну-ка давай, тетя…» Кошмар просто! А ведь молодые-молодые. И девушек среди них много. Одна вот ищет, копается: «Ой, да я тут потеряла сережку». Ага, а то мы по камерам не видим, какую ты тут сережку потеряла. Шла, шла, резко свернула и копается сидит.

Камеры здесь повсюду, вместе с обгорелыми постройками и деревянными рамами они погружают в атмосферу антиутопии

На наш вопрос, обращались ли жильцы в полицию, Татьяна улыбается. Кажется, для нее он очень наивный:

— У нас милиция стоит вот тут, рядышком. И они всё знают. У них пост прямо за этим гаражом. Выходите на Водников, и они всё время там стоят — отдыхают. К ним подходишь, говоришь, а они: «Ну нам же нужна рыба покрупнее, а это мелкие сошки». Росгвардия тут постоянно ездит, ходит, смотрят. Они ведь даже не ловят их [наркоманов], внимания не обращают.

Перед тем как встретить Татьяну, мы тоже увидели машину Росгвардии. Она быстро промчалась мимо

Татьяна признается, что вся их семья с нетерпением ждет переселения, но уезжать на окраины они не готовы:

— Мы хотим, чтобы нас спокойно переселили недалеко от этого места. Потому что у нас тут дети и садики рядом. Да и работа у всех. Чтобы не куда-то в Исакогорку ехать, а чтобы здесь, рядом.

Прощаясь с нами, женщина произносит фразу, которая пробирает до мурашек:

«Лишь бы не сожгли нас! Это страшно»

Когда по соседству такие дома — мысль о трагедии постоянно сидит в голове

«Я единственный мужик в доме»

Идем дальше — встречаем сына и невестку Татьяны Михайловны. Дмитрий и Маргарита рассказывают, что в доме на Водников, 7 они живут уже пять лет. По их словам, раньше этот район был благополучным.

— На самом деле здесь очень хороший район был пять лет назад, пока не начали сжигать дома, — рассказывает Дмитрий. — Мы очень долго выбирали это место, чтобы многоэтажная застройка не перекрывала. А еще на этой дороге с двух сторон были глубокие лужи, и нам это тоже очень нравилось, потому что здесь дети бегали, играли. А машины застревали и поэтому не ездили. Потом лужи убрали и машины начали гонять.

Дмитрий работает токарем, а его жена Маргарита занимается домом и детьми

Его дополняет Рита:

— Когда первый дом сгорел, не думали же, что поджог, думали, так, случайность. Пока не загорелся второй, а потом третий. Сейчас постоянное ощущение, что живем как на пороховой бочке.

«Каждый раз, когда слышим трески всякие, любой салют, вскакиваем — это уже вошло в привычку»

Дмитрий подтверждает, сейчас всегда приходится быть начеку:

— Здесь подожгли, там подожгли, вот и ходишь, смотришь, чтобы и твой дом не спалили. Ну у нас камеры есть, датчики установлены, немножко безопаснее. На дверях замки. Дома постоянно кто-то есть. У меня вот жена не работает, она постоянно дома, бабушка всегда там, соседи сверху всегда дома. Если только ночью… ну и то датчики сработают. Обезопасили себя как могли, по большому счету. Мы же не ждем, что нас расселят, мы живем.

На всех дверях в переулке кодовые замки. Рядом с ними видны царапины, возможно, кто-то посторонний пытался открыть дверь

Обустройство целого дома — дело дорогое и трудное. Решили спросить у Дмитрия, все ли жильцы сразу согласились усиливать меры безопасности.

— Многие упирались. Мы скидывались за некоторых людей. Некоторые до сих пор деньги не отдали. Приходится всё делать самим — некогда ждать, пока другие поймут, как это важно. На кого еще надеяться, если я единственный мужик в доме? К тому же я не такой мелочный человек, не стал ни с кого требовать, сами купили, всё сделали. Главное, что наши дети в безопасности.

В некоторые дома можно даже не заходить, масштаб разрушений виден прямо с улицы

«Сначала мы сгорели, потом они упали»

Следующую нашу собеседницу тоже зовут Татьяна. Ее квартира на переулке Водников, 6 сгорела 25 апреля 2020 года. С тех пор женщина вынуждена жить в соседнем доме — у знакомой.

— Мой дом самым первым сгорел. Нас по пожарной лестнице снимали, меня и маму мою, пенсионерку 80 лет. Сказали тогда, что в 2024 году будет расселение, а потом бумага с мэрии пришла, что только в 2025 расселят. А вот у жителей дома на Водников, 3, который со свай упал, квартиры уже выкупили, им хорошо заплатили, по 80 тысяч за квадратный метр. Хотя сначала мы сгорели, а потом уже они упали. Они уже два года как съехали, а мы до сих пор ждем.

Татьяна каждый день видит свое обгоревшие жилище — окна квартиры, в которой она живет, выходят прямо на него

Тут следует пояснить, что в марте 2021 года Дмитрий Морев утвердил задание на разработку проекта планировки этого квартала, согласно которому на месте домов № 3, 4, 5, 6, 7 в переулке Водников, дома № 34 на пр. Советских Космонавтов и домов № 53 и 55 на ул. Розы Люксембург будет построена школа.

Интересно, что эти земельные участки будут предоставлены под новую застройку по итогам открытого аукциона в рамках городской программы развития застроенных территорий. При этом, заключая договор, застройщик должен будет расселить расположенные на этом укатке дома за свой счет вне зависимости от степени их износа — в том числе и полностью поврежденные и сгоревшие. Эту ситуацию комментирует Татьяна:

— Торги снова перенесли на 15 июля. Их всё время переносят. Кто нас возьмет? Здесь столько народа расселять, всем квартиры давать надо. Это большие деньги. Мне кажется, мы тут еще долго простоим. Нам говорили, что вся информация и планы застройки уже в интернете и если какой-то застройщик нами заинтересуется, мы об этом узнаем. Но тут надо хотя бы два застройщика, слишком большой участок.

Так сейчас выглядит дом Татьяны

Через нас женщина, кажется, хочет обратиться к властям:

— Не переселяйте нас на периферию! Постройте нам здесь большую девятиэтажку, переселите нас в этот социальный дом, а не к черту на рога! — А потом в шутку добавляет. — Мне тут нравится. У меня здесь на улице 6 кошек, как в деревне живем! Наркоманы кругом ходят, красота!

Действительно, пейзажи похожи на деревенские
Котики тоже имеются
Здесь чувствуешь себя под прицелом камер абсолютно везде, они есть даже на сгоревших зданиях
А вот и тот самый забор. Лежит
Правда не верится, что это центр города?
А этот дом выглядит так, будто его фотографировали через кривое стекло
Напоминает кадр из сериала The Walking Dead или The Last Of Us
Разруху и упадок этого места элегантно подчеркивает единственный кирпичный дом, возвышающийся над останками деревянной архитектуры, словно крепость

Вот таким, погорелым и брошенным, перед нами предстал переулок Водников, находящийся в самом центре Архангельска. Одно радует — люди здесь живут действительно сильные: смотрят на будущее с оптимизмом и, кажется, совсем не отчаиваются.

Напомним, что с весны 2020 года в переулке Водников случилась целая серия пожаров. Первый из них произошел 25 апреля в доме № 6 — ночью из него пришлось эвакуировать с помощью лестниц четырех человек, в том числе детей. После этого уже горел дом № 8 в том же переулке, а также был совершен поджог совсем недалеко от него — в подъезде дома № 32 на проспекте Советских Космонавтов. Местные жители вышли на стихийный сход, чтобы рассказать о своих проблемах городской власти. Ночью после этого загорелся еще один дом — на улице Розы Люксембург, 55. В июне 2020 года полиция задержала архангелогородца Евгения Нестерова, он сознался в шести поджогах. Также его обвиняют в избиении прохожего.

Пожар в доме № 10 произошел в ночь на 23 января — обошлось без жертв, но пострадали дети, а здание оказалось сильно повреждено. Части погорельцев предложили маневренное жилье. После этого власти сообщили, что застройка там не предусмотрена, а по адресу компании «Аквилон» прошел обыск.

Осенью 2021 года, 5 сентября, здесь уже горели два расселенных дома. Из одного спасателям пришлось эвакуировать бездомного инвалида. Кстати, на одном из зданий здесь появился «обновленный» герб региона от уральского художника: на нем архангел Михаил направляет на чёрта огнетушитель.

А совсем недавно рядом с переулком со свай сошел дом, жуткие условия в котором мы показывали еще три года назад.

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления